ПАЛУБНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

В первые месяцы войны, когда немецкие подводники пытались действовать в соответствии с призовым правом, артиллерия подводных лодок применялась весьма активно, однако уже в конце октября 1939 года BdU ввело в действие инструкцию, в соответствии с которой команде подлодки не следовало досматривать остановленное торговое судно и в случае наличия оснований для этого топить цель торпедой. Позднее, в первой половине войны, главное палубное вооружение эффективно использовалось в основном против одиночных или отбившихся от конвоя судов в водах, где была относительно маловероятна встреча с кораблями противника. Кроме того, палубное орудие применялось, чтобы уничтожить поврежденное торпедой, но не затонувшее торговое судно. Считалось, что использование дополнительных торпед менее экономично, чем применение дешевых и имевшихся в достаточном количестве артиллерийских снарядов.

В дальнейшем применение артиллерии подводных лодок носило разовый характер, в результате чего 14 ноября 1942 года последовало распоряжение BdU о демонтаже всех 88-мм орудий с подводных лодок VII серии - по мнению Дёница, возить этот лишний вес уже не было никакой необходимости. В первую очередь орудия были демонтированы на "фронтовых" подводных лодках, дислоцированных в портах Западной Франции. Многие же из тех, что находились на испытаниях и действовали из портов Норвегии, сохранили свою палубную артиллерию вплоть до конца 1944 года. Причем нельзя сказать, что они были совсем бесполезными - в Карском море 88-мм орудия успешно использовались подводными лодками VII серии для обстрела полярных станций, а в Финском заливе - для обстрела советских катеров-тральщиков, пытавшихся проделать проходы в минном заграждении "Зееигель".


ТИПЫ ПАЛУБНЫХ ОРУДИЙ

8,8cm SKC/35

8,8-см орудие подводной лодки VII серии

88-мм орудие, использовавшееся на подводных лодках, имело название 8,8cm SKC/35 (8,8-см морское орудие образца 1935 года). Оно представляло собой морское орудие, прототипом которого послужили ранние образцы орудий данного типа, стоявшие на вооружении Имперского флота Германии во время Первой мировой войны.

Орудие было установлено перед рубкой на низком лафете с круговым обзором. Максимальный угол снижения составлял -4 градуса, возвышения - до +30 градусов. Орудие стреляло осколочно-фугасными снарядами (13,7 кг) с начальной скоростью 700 м/с и дальностью стрельбы до 12350 м. Кроме того, в боекомплект входили бронебойные (13,9 кг) и осветительные (11,2 кг) снаряды. Перед погружением подводной лодки канал ствола закрывали герметичной завинчивающейся крышкой.

В расчете было три номера: два наводчика (по азимуту и углу места) и заряжающий, им также помогали и другие члены экипажа, выносившие на палубу боеприпасы из погреба под настилом центрального поста. Перед орудием, со стороны левого борта, имелся небольшой снарядный ящик с таким количеством боеприпасов, которого было достаточно для вступления в бой, пока основной боезапас поднимали наверх из лодки. Слева и справа от орудия были установлены U-образные складные поручни с трубчатыми резиновыми амортизаторами, за них держались артиллеристы при бортовой и килевой качке, так что точно навести орудие на цель можно было только при спокойном море. При сильном волнении моряки расчета пристегивали себя к поручням ремнями. Стрельбой обычно руководил, отдавая соответствующие команды, второй помощник капитана, стоявший на ходовом мостике.

10,5cm SKC/32

10,5-см орудие подводной лодки IX серии

Стандартным палубным орудием, которым вооружали лодки IX серии в начале войны, была 105-мм пушка 10,5cm SKC/32 (10,5-см морское орудие образца 1932 года), устанавливаемая на том же лафете, что и 88-мм орудие на лодках VII серии. Это орудие, имевшее круговой обзор, стреляло осколочно-фугасными снарядами (23 кг) на дальность до 15300 м. В боекомплект входили также бронебойные (23,3 кг) и осветительные (14,7 кг) снаряды.

Расчет орудия также состоял из трех номеров, которым помогали и другие подводники - они подавали боеприпасы из погреба, расположенного в подпалубном пространстве. В ходе войны постепенно стало ясно, что достоинства, обусловленные наличием палубного орудия, сводятся на нет при движении под водой, поскольку сильно увеличивается лобовое сопротивление. Поэтому к 1943 году с лодок VII серии палубные орудия в основном были сняты, но на большинстве лодок IX серии 105-мм орудия оставили. Принципиальным исключением явились подводные лодки типа IXD2, причем главным образом действовавшие в Атлантическом океане.