БАЗЫ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ГЕРМАНИИ


ГАМБУРГ

"ЭЛЬБА II"

Проект нового бункера для подводных лодок на верфи Howaldtswerke AG на реке Эльба в Гамбурге был утвержден в 1940 году, а строительство началось в конце года. Бункер возводила фирма Dyckerhoff & Widmann AG в восточной оконечности бассейна Вулкан, строительство было завершено в марте 1941 года. Бункер состоял из двух доков, имевших длину 112 м и ширину 22,5 м; в каждом из них могло стоять рядом три лодки.

Позади бункера, на уровне земли, были размещены склад (на западной стороне), а также служебные помещения и распределительная станция электросети (на восточной стороне). Верхний этаж этой части бункера был отведен под рабочие места и различное оборудование - вертикальные и горизонтальные сверлильные, а также токарные станки.

Бункер "Эльба II" использовался главным образом как укрытие при достройке новых подводных лодок XXI серии, но сюда заходили и действующие лодки, вернувшиеся на судоверфь для переоборудования или ремонта.

"ФИНК II"

"Финк II" - крупнейший бункер на территории Германии - также был сооружен в Гамбурге. Главными подрядчиками являлись фирмы Wayss & Freytag AG и Beton & Monierbau AG. Проект строительства был утвержден в 1940 году, но работы начались только в марте 1941 года.

Бункер построили на берегу, на территории верфи Deutsche Werft AG, затем выкопали котлован тругольной формы и заполнили его водой, соединив каналом с рекой Эльба. Первоначально в бункере было четыре дока длиной чуть более 111 м. Первый док был шириной 27,5 м, остальные - 22,5 м. В сентябре 1942 года был утвержден проект пятого дока, строительство которого продолжалось с мая 1943 года по апрель 1944 года. Пятый док, как и первый, был шириной 27,5 м. Позади первых четырех доков находилась рабочая территория протяженностью 20 м, а позади пятого дока - 39,5 м. Общие размеры бункера: длина - 53 м, ширина - 139 м, он был способен вместить до 15 лодок - по три в ряд в каждом доке.

Как и "Эльба II", бункер "Финк II" первоначально выполнял роль укрытия для подводных лодок, на которых соседние верфи вели соответствующие работы - достройку, ремонт или переоборудование.


ГЕЛЬГОЛАНД

"НОРДЗЕЕ III"

База немецких подводных лодок на о. Гельголанд

Остров Гельголанд издавна служил немецкой военно-морской базой. План строительства бункера был разработан еще в 1939 году, в 1940 году работы шли полным ходом, и в июне 1941 года строительство было завершено. Главным подрядчиком по выполнению строительства была гамбургская компания Dyckerhoff & Widmann AG.

Бункер был сравнительно небольшим, он располагался в восточной части гавани острова Гельголанд. В бункере было всего три "мокрых" дока, рассчитанных на три лодки, и имелся плавучий сухой док, его буксировали в один из крытых доков, если нужно было провести ремонт подводной лодки. Этот плавучий док был рассчитан на размещение одной подлодки.

Общая длина бункера была равна 156 м, ширина - 94 м, крытые доки имели длину около 108 м и ширину 22 м, между ними были причалы шириной 6 м. В тыльной части восточного дока находились мастерская для ремонта перископов и оптических приборов, а также хранилище боезапаса торпед, позади западного дока располагались ремонтный участок со сварочным оборудованием, склад баллонов с жидким кислородом и столярная мастерская.

Бункер "Нордзее III" в Гельголанде почти не использовался как боевая база, в нем выполнялись случайные по характеру работы, связанные с лодками, заходившими сюда для ремонта или пополнения запасов.


КИЛЬ

"КИЛИАН"

"Килиан" - это сравнительно небольшой бункер, расположенный на восточном берегу Кильской гавани; главным подрядчиком по выполнению работ была гамбургская компания Dyckerhoff & Widmann AG, завершившая строительство 13 ноября 1943 года. Основное его использование было в качестве крытой стоянки новых подводных лодок до их распределения по боевым флотилиям, также здесь проводились работы по ремонту боевых и учебных лодок.

Здесь имелось два дока длиной 138 м и шириной 23 м, отделенных друг от друга стенкой: в них размещалось три ряда лодок, по две в каждом. Максимальная вместимость бункера составляла 12 лодок. В северо-западном углу бункера в небольшой бетонированной башне размещалась зенитная позиция. Под мастерские была отведена сравнительно небольшая часть бункера, зато они занимали три этажа (один из них на уровне земли).

Общая длина бункера составляла 176 м, толщина стен была более 3 м. Защита внутренних площадей обеспечивалась семью толстыми навесными перекрывающимися стальными плитами - воротами, которые доходили до уровня воды; под водой средств защиты не было.

"КОНРАД"

Бункер "Конрад" фактически был результатом переделки уже существующего здесь сухого дока III судоверфи Deutsche Werke AG. Работы начались в апреле 1943 года и велись несколькими подрядчиками: Wayss & Freytag AG, Habermann & Guckes AG, Holzverartbeitung GmbH и G. Tesch. Первоначально бункер планировался как укрытие для лодок, нуждающихся в небольшом ремонте и переоборудовании, но в ходе строительства решили изменить назначение бункера и разместить в нем производственное оборудование. Из-за бомбардировок строительство замедлилось и было завершено в октябре 1944 года.

Бункер был длиной чуть более 162 м, шириной 35 м и высотой 13 м. Здесь было организовано производство сверхмалых лодок "Тюлень" и секций подводных лодок XXI серии.


БРЕМЕН

"ВАЛЕНТИН"

База немецких подводных лодок на в Бремене

В 1943 году немцы собирались возвести защищенное укрытием сборочное предприятие на берегах реки Везер в Фарге, под Бременом. Согласно специальному заказу, следовало создать производственный комплекс для сборки лодок XXI серии. По существу это была огромная сборочная линия: лодки проходили через несколько этапов сборки, и в конце этого цикла их перемещали в "мокрый" док, а затем выводили из бункера в реку Везер.

Основные цеха, предназначенные для сборки лодок XXI серии, находились на судоверфях Blohm & Voss в Гамбурге и AG Weser в Бремене; больше всего лодок выпускала Blohm & Voss. Эта судоверфь стала объектом постоянных налетов союзных бомбардировщиков, и в итоге ей был нанесен серьезный ущерб. В итоге основные работы по сборке новейших планировалось производить на судоверфи AG Weser, для защиты которой начали строительство бункера "Валентин".

Строительные работы закончились 7 апреля 1945 года, к этому моменту бункер был готов примерно на 90 процентов. Если бы его возведение удалось довести до конца, он имел бы важнейшее значение. В результате воздушного налета Королевских ВВС 30 марта 1945 года было сброшено 15 бомб "Толлбой", шесть из которых попали в бункер. Часть из них пробила недостроенное сооружение, но внутри повреждения оказались незначительными.