БАЗЫ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В НОРВЕГИИ


БЕРГЕН

"БРУНО"

Вскоре после вторжения в Норвегию в 1940 году немцы в нескольких портах создали военно-морские базы, важнейшей из которых была база в Бергене. В мае 1942 года здесь начались работы по строительству бункера для подводных лодок, главным подрядчиком которых выступила строительная фирма Wayss & Freytag AG. Его построили на скалистом берегу небольшого залива, расположенного к западу от города.

По плану, в бункере должно было быть десять доков: три "мокрых" и шесть сухих, а десятый предназначался для хранения топлива. В конечном итоге построили только семь доков: один как хранилище топлива, а из остальных шести три были "мокрыми" и три - сухими. "Мокрые" доки, расположенные в северной части бункера, имели ширину 11 м, а сухие доки - 17 м; общие размеры бункера составляли 143 м в длину и 130 м в ширину. Над главным бункером был надстроен полуэтаж как пространство для дополнительных складов, он также способствовал усилению защиты внутренней части бункера от воздушных атак.

В течение большей части войны здесь базировалась 11-я флотилия подводных лодок, а после вторжения союзников в Нормандию она приобрела еще большую стратегическую значимость, поскольку французские базы были одна за другой закрыты и не использовались.


ТРОНХЕЙМ

"ДОРА I"

База немецких подводных лодок в Тронхейме

Бункер в Тронхейме был первым из построенных в Норвегии. При наличии пяти доков размеры бункера составляли в длину 153 м и в ширину 111 м. Три из них, шириной по 15 м, использовали в качестве сухих доков, но они были рассчитаны всего на одну лодку; два дока, шириной 21 м, были "мокрыми", и в них размещались две лодки. Основным подрядчиком строительства была мюнхенская фирма Sager & Worner. Приказ о строительстве бункера поступил в начале 1941 года, а работы продолжались 27 месяцев.

Бункер "Дора I" был предназначен главным образом для ремонта и обслуживания подводных лодок 13-й флотилии.








"ДОРА II"

Почти сразу после начала работ над бункером "Дора I" стало ясно, что потребуется более крупное сооружение, поэтому началось проектирование нового бункера "Дора II", расположенного в том же заливе, на расстоянии 140 м от первого. Бункер должен должен был иметь четыре дополнительных дока: два "мокрых", шириной 13,5 м, и два сухих, шириной 20 м, так что можно было разместить еще шесть лодок.

Непосрественно за сухими доками располагалась котельная, а за "мокрыми" доками - складские помещения. За ними по всей ширине бункера располагалось электрооборудование, а дальше - мастерские по ремонту аккумуляторов и хранилище торпед.

В связи с недостаточным количеством квалификационных рабочих строительство второго бункера в Тронхейме шло медленно, поэтому к концу войны он был готов лишь на 60 процентов. Планировалось также строительство третьего бункера, "Дора III", в Леангене восточнее Тронхейма, однако от проекта отказались еще до начала масштабных строительных работ.