ЗАХВАТЫ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК СОЮЗНИКАМИ

Для засекречивания радиограмм в Германии использовалась шифровальная машина "Энигма", внешне напоминавшая пишущую машинку с обычной клавиатурой. Текст радиограммы оператор набирал в открытом виде; во время этого набора "Энигма" автоматически производила шифрование и высвечивала соответствующие зашифрованные буквы. На подводных лодках с начала войны использовался вариант "Энигмы" с тремя роторами, который с 1942 года усовершенствовали, добавив четвертый ротор. При шифровании текста существовало огромное множество комбинаций, что чрезвычайно затрудняло дешифрование радиограмм.

Британское адмиралтейство прикладывало большие усилия для получения в свое распоряжение шифровальной машины "Энигма" и журналов с кодами. Когда представлялась возможность, к всплывшей лодке высылалась абордажная команда, до появления которой немецкие подводники старались уничтожить шифровальную машину "Энигма" и шифровальные документы. Однако сделать это удавалось не всегда, поэтому британцам удалось захватить "Энигму" на подводных лодках U-110 и U-505, а на U-559 и, предположительно, на U-744 и U-1024 в руки союзников попали важные документы "Энигмы".


U-110

Захват U-110 09.05.1941 года

Ранним утром 9 мая 1941 года U-110 под командованием капитан-лейтенанта Фрица-Юлиуса Лемпа и U-201 под командованием обер-лейтенанта Адальберта Шнее обнаружили конвой OB-318. Первой суда союзников атаковал Фриц-Юлиус Лемп и ему удалось потопить два британских грузовых судна общим водоизмещением 7585 тонн, после чего подводная лодка U-110 была обнаружена и атакована глубинными бомбами, сброшенными британским корветом "Обретия" и эсминцами "Бульдог" и "Бродвей". В результате полученных повреждений подлодка провалилась на глубину 90 метров, а затем была вынуждена всплыть. Лемп бросился на ходовой мостик и увидел, что эсминцы "Бульдог" и "Бродвей" идут на таран. Экипажу были даны приказы срочно покинуть лодку и открыть кингстоны, но, по свидетельству первого вахтенного офицера Дитриха Леве, главный механик Ганс-Йоахим Айхельборн второй приказ выполнить не смог. Немецкие подводники стали спешно покидать подводную лодку по обстрелом кораблей, и последними ее покинули Лемп, Айхельборн и Леве. Увидев, что лодка покинута экипажем и устойчиво держится на воде, командиры британских эсминцев приняли решение отказаться от тарана и захватить поврежденную лодку. Они сбавили ход и командир эсминца "Бульдог" Бейкер-Крессуэлл сформировал и отправил на U-110 абордажную команду из десяти британских моряков под командованием младшего лейтенанта Дэвида Бальми. В это время находившиеся в воде Лемп и Леве увидели, что британцы выслали вельбот с командой, и Лемп отчаянно поплыл к дрейфующей подводной лодке. Однако Лемп погиб, когда уже подплывал к лодке, по одной версии, застреленный одним из моряков абордажной команды, по другой версии, умышленно дал себе утонуть.

Добравшись до U-110, Бальми просигналил на "Бульдог", что подлодка не собирается тонуть и для проверки лодки требуются механики, которые были высланы с эсминца "Бродвей". Пока механики добирались до лодки, абордажная команда обследовала лодку, в результате чего в руки британцев попали: шифровальная машина "Энигма"; журналы шифров на апрель и июнь 1941 года; комплект морских карт; карты минных полей, установленных немцами в Северном море и у французского побережья; чертежи и руководства по эксплуатации различных систем подводной лодки типа IXB, а также вахтенный журнал и расшифрованные радиограммы. Прибывшие механики не смогли прекратить поступление воды в кормовую балластную цистерну и остановить левый электродвигатель, после чего они задраили люки между отсеками лодки и вернулись на свой корабль. В это же время эсминец "Бродвей" и корвет "Обретия" начали быстро принимать на борт команду подлодки для сохранения в тайне захвата U-110, в результате чего из воды были спасены тридцать четыре немецких подводника.

Поначалу было принято решение отбуксировать подводную лодку к побережью Исландии, но вполне вероятно, что это решение было отменено и ей дали затонуть утром 10 мая в ста милях от берега. Немецкое командование считало, что U-110 унесла свои тайны на дно, однако британцы с июня 1941 года стали читать зашифрованные радиограммы между штабом в Лорьяне (Франция) и подводными лодками. Это продолжалось до февраля 1942 года, пока немцы не усложнили "Энигму", добавив к трём роторам шифровальной машины четвёртый.


U-570

Захват U-570 27.08.1941 года

Выйдя из Тронхейма в свое первое и, как оказалось, последнее плавание 23 августа 1941 года, U-570 под командованием капитан-лейтенанта Ганса Йоахима Рамлова получила приказ действовать в Северной Атлантике. Подлодка взяла курс на отведенную боевую позицию южнее Исландии, после того как получила от командования задание идти на перехват следовавшего в восточном направлении конвоя HX-144. Однако лодка попала в полосу шторма, и вскоре не имевший боевого опыта экипаж вконец был измотан качкой. Ранним утром 27 августа лодка прибыла на указанную позицию, находившуюся в восьмидесяти милях южнее Исландии. В ходе попытки выследить конвой U-570 всплыла на поверхность и была обнаружена "Хадсоном" из 269-й эскадрильи Королевских ВВС, который сбросил четыре глубинные бомбы прежде, чем лодка успела погрузиться. Подводная лодка получила повреждения и через потерявшие герметичность люки начала заполняться водой. Среди неопытного экипажа разнесся слух, что в кормовые отсеки стали поступать пары хлора, началась паника и люди из кормовых отсеков эвакуировались в отсек центрального поста. Кроме того, Рамлову доложили о неисправности электродвигателей и горизонтальных рулей.

Вместо того, чтобы попытаться устранить повреждения и в случае успеха перейти в подводное положение, командир U-570 приказал своим подчиненным надеть спасательные средства, выкинуть за борт шифровальную машину "Энигма" с секретными документами и приготовиться к затоплению лодки. Однако экипаж не подчинился и последний приказ не был выполнен. На палубе подлодки появились два подводника, один из которых размахивал белой рубашкой, а другой держал над головой белую доску, что означало одно - сдачу в плен. "Хадсон" продолжал кружить над субмариной, пока его не сменили "Каталина" из 209-й эскадрильи и "Хадсон" из 269-й эскадрильи Королевских ВВС. Командир U-570 передал Деницу радиограмму открытым текстом: "Меня атакуют самолеты противника. Перейти в подводное положение не имею возможности". К подводной лодке были срочно направлены шесть британских кораблей, и к наступлению темноты возле нее первым оказался противолодочный траулер "Нортен Чиф", командир которого просигналил на лодку: "Если вы предпримете попытку затопить лодку, ваши спасательные средства будут расстреляны". За ночь "Нортен Чиф" получил усиление в виде эсминцев "Ниагара" и "Беруэлл", а также трех противолодочных траулеров "Кингстон Эгат", "Уэйстуотер" и "Уиндемир". Во избежание затопления лодки командиром эсминца "Беруэлл" было принято решение не переправлять немецких подводников на британские корабли, а оставить их на борту подводной лодки. Ранним утром 28 августа Рамлов просигналил на "Беруэлл": "Прошу взять людей на борт - лодка тонет", но в ответ получил сообщение: "Продуйте балластные цистерны. Если затопите лодку, на помощь не рассчитывайте". На U-570 попытались переправить буксирный трос, но попытка не удалась. В это время на лодку произвел атаку глубинными бомбами неожиданно появившийся самолет из 330-й эскадрильи Королевских ВВС. После этой атаки командир подводной лодки сообщил о готовности закрепить буксирный трос. Немецкие подводники замешкались, и с эсминца "Беруэлл" по ним была выпущена пулеметная очередь, в результате чего были ранены пять немецких моряков. Это возымело свои действия, и Рамлов продул балластные цистерны. После этого на лодку была отправлена команда с траулера "Кингстон Эгат", которая наконец-то закрепила буксирный трос и сообщила командиру "Кингстон Эгат", что кормовой отсек подлодки заполнен водой. В конечном итоге немецкие подводники все-таки были переправлены на британские корабли вопреки первоначальному плану командира эсминца "Беруэлл".

U-570 была взята на буксир противолодочным траулером "Кингстон Эгат". Несмотря на опасения британцев, подлодка не затонула и утром 29 августа была доставлена в порт Торлаксхафн (Исландия). В порту лодку обследовали специалисты и нашли неисправными только одну из аккумуляторных батарей, счетно-решающий прибор, гирокомпас и консоль гидроакустической станции. Примечательно, что паров хлора в лодке не было обнаружено. Заключение специалистов было следующим: затопление подводной лодке не угрожало. U-570 была отремонтирована и 19 сентября 1941 года поступила на службу Королевских ВМС как подводная лодка Его Величества "Граф". К весне 1942 года завершилось тщательное изучение экспертами характеристик лодки - скорости надводного и подводного хода, глубины и скорости погружения, что очень помогло англичанам охотиться за другими немецкими лодками. Подводная лодка Его Величества "Граф" была аттестована как пригодная к боевым действиям в сентябре 1942 года и совершила несколько боевых походов; она вышла из строя 20 марта 1944 года, после того как села на мель около острова Айлей.


U-559

Командир подводной лодки U-559 капитан-лейтенант Ганс Хайдтманн во время своего десятого плавания получил приказ патрулировать восточные районы Средиземного моря. Ранним утром 30 октября 1942 года в семидесяти милях к северо-востоку от Порт-Саида лодка была обнаружена "Сандерлендом", который сообщил о "возможном контакте с подводной лодкой" и вызвал из Порт-Саида британские эсминцы 12-й флотилии "Пакингем", "Петард", "Далвертон" и "Хёрворт". После полудня эсминцы и присоединившийся к ним эсминец "Хиро" прибыли в заданную точку, и по наводке другого британского самолета в семи милях от этого места эсминец "Далвертон" обнаружил подводную лодку с помощью сонара. Британские эсминцы начали атаковать U-559 глубинными бомбами, в результате чего на нее было сброшено 150 бомб. Последние пять, сброшенные "Петардом", нанесли серьезные повреждения лодке, и в 22.40 Хайдтманн дал команду на всплытие в надежде уйти под покровом ночи. Однако на поверхности лодка была обнаружена эсминцем "Хёрворт", который вместе с "Петардом" открыл по ней огонь из 20- и 40-мм пушек. Огонь был шквальный, в результате чего семеро членов экипажа погибли, а тридцать восемь уцелевших покинули лодку и попали в плен.

Эсминец "Петард" подошел вплотную к U-559 и морякам удалось закрепить буксирный трос. Одновременно на подводную лодку вплавь добрались британские офицер и матрос из абордажной команды, которые вместе с одним из матросов, закрепляющим буксирный трос, спустились на U-559. Обыскивая лодку, они обнаружили там секретные документы и журналы с кодами, которые в несколько приемов передавались в вельбот абордажной команды. Затем наверх был поднят обвязанный канатом "ящик", предположительно, шифровальная машина "Энигма". Внезапно корма подводной лодки начала быстро погружаться, и во избежание перевертывания вельбота и потери документов командир "Петарда" распорядился обрубить буксирный трос, удерживавший лодку. В этот момент у лестницы, ведущей из центрального поста в боевую рубку лодки, находились два британских моряка: офицер и матрос. Они начали взбираться наверх, но U-559 начала быстро тонуть и британские моряки не смогли преодолеть напор хлынувшей в люк боевой рубки воды. Одновременно с быстрым погружением лодки обвязанный канатом "ящик" был потерян. Подводная лодка встала вертикально и затонула кормой вперед.

На протяжении более чем девяти месяцев дешифровальщики союзников не могли взломать "Энигму", так как в феврале 1942 года у немцев появился новый образец этой шифровальной машины, работавшей не с тремя, а с четырьмя роторами, и использовался специальный шифр для подводных лодок "Тритон". Однако уничтожение U-559 помогло достигнуть прорыва. Добытые на лодке текущие коротковолновые шифры для метеосводок и текущие шифры для кораблей, результатов сражений и прочей тактической информации очень помогли союзникам взломать "Энигму".


U-205

17 февраля 1943 года U-205 под командованием обер-лейтенанта Фридриха Бюргеля пыталась атаковать небольшой конвой в ста милях к западу от Тобрука (Ливия), но была обнаружена одним из кораблей охранения, британским эсминцем "Паладин". Эсминец атаковал лодку глубинными бомбами, в результате чего она получила повреждения и была вынуждена всплыть. На поверхности U-205 была атакована глубинными бомбами южно-африканского самолета "Бисли" и артиллерийским огнем эсминца "Паладин", после чего экипаж покинул поврежденную подводную лодку. "Паладин" не имел возможности подойти вплотную к покинутой лодке, так как она описывала циркуляцию благодаря работающим двигателям. Командир эсминца послал на нее абордажную команду из двух человек и совместно с командиром эсминца "Джервис" занялся спасением сорока двух немецких подводников. Как указано в официальном рапорте "Паладина", абордажная партия обнаружила на U-205 большое количество документов, блокнотов и книг.

Представители британского командования, находившиеся на одном из кораблей, решили использовать подвернувшуюся возможность и отбуксировать подводную лодку к берегу. Команда британского корвета "Глоксиния" после отчаянных усилий смогла закрепить стальной трос на медленно кружившей лодке, и корвет начал буксировать ее в залив Рас-эль-Хилал. Через три часа, когда "Глоксиния" вошла в залив и сбавила ход, заполненная водой подлодка затонула кормой вперед на глубине двадцати девяти метров.

Несмотря на то, что на U-205 было захвачено большое количество документов, блокнотов и книг, подтвержденные сведения о захвате британцами шифровальной машины "Энигма" и журналов шифров отсутствуют. Также отсутствуют сведения о попытках поднять подводную лодку или найти на ней что-либо представляющее интерес - например, торпеды с системой наведения FAT или торпеды с новыми контактно-неконтактными взрывателями Pi2.


U-406

Днем 18 февраля 1944 года подводную лодку U-406 под командованием капитан-лейтенанта Хорста Дитриха, патрулировавшую в Северной Атлантике, обнаружили британские фрегаты "Спэй" и "Лосси" из 10-й британской группы поддержки, сопровождавшей тихоходный конвой ONS-29. Подводная лодка была атакована глубинными бомбами и была вынуждена всплыть на поверхность. С фрегата "Спэй" был открыт пулеметный огонь, командир лодки был убит и команда покинула U-406. Фрегат "Спэй" выслал абордажную команду, моряки которой проникли на поврежденную подводную лодку и набрали "целый мешок секретных документов". Однако U-406 начала быстро тонуть, и морякам абордажной команды пришлось спасаться самим, оставив захваченные документы на тонущей подводной лодке.


U-744

Утром 5 марта 1944 года U-744 под командованием обер-лейтенанта Хайнца Блишке, патрулировавшая на конвойных маршрутах в Северной Атлантике, обнаружила конвой HX-280. Этот конвой шел в сопровождении группы ближнего эскорта и группы поддержки C-2 - объединенной группы канадских и британских военных кораблей, шедшей впереди конвоя. Блишке выпустил самонаводящуюся акустическую торпеду по эсминцу, но промахнулся, и шум взрыва привлек внимание кораблей группы поддержки C-2. Семь кораблей группы начали охоту на подводную лодку и в течение последующего тридцати одного часа сбросили на нее около 350 глубинных бомб, в результате чего днем 6 марта U-744 была вынуждена подняться на поверхность. Лодка была атакована артиллерийским огнем кораблей, и экипаж начал покидать подводную лодку. Однако лодка затонула не сразу, и командиры канадского корвета "Чиллиоук" и канадского фрегата "Сен-Катрин" выслали абордажные команды. Первой до U-744 добралась команда из четырех человек с корвета "Чиллиоук". Ею были захвачены "бесценные трофеи - книги кодов, списки сигналов и оборудование". К сожалению, неизвестно, какие именно документы и оборудование попали в руки союзников, и что из захваченного относилось к шифровальной машине "Энигма". Корабли группы поддержки C-2 предприняли попытку взять U-744 на буксир, однако она не удалась, и британский эсминец "Икар" затопил подводную лодку торпедой.


U-505

Захват U-505 04.06.1944 года

Возвращаясь вдоль островов Зеленого Мыса из своего двенадцатого патрулирования в Центральной Атлантике, U-505 под командованием обер-лейтенанта Гаральда Ланге была обнаружена 4 июня 1944 года к северо-западу от Дакара эсминцем "Шатлен" из оперативно-тактической группы 22.3 ВМС США; эта группа охотилась за данной подводной лодкой, зная примерный курс U-505, и включала в себя эскортный авианосец "Гуадалканал" и эскортные эсминцы "Пилсбери", "Шатлен", "Флэхерти", "Дженкс" и "Поуп". Эсминец "Шатлен" атаковал лодку с помощью бомбомета "Хеджехог", но неудачно, и с авианосца срочно были подняты три "Уайлдкэта" и "Эвенджер", которые помогли эсминцам "Шатлен", "Дженкс" и "Пилсбери" обнаружить местонахождение подводной лодки. Эсминец "Шатлен" атаковал лодку глубинными бомбами, после чего U-505 сначала провалилась на глубину 230 метров, а затем всплыла в 650 метрах от эсминца, который открыл по лодке артиллерийский огонь. Вскоре подводную лодку начали обстреливать из орудий эсминцы "Дженкс" и "Пилсбери", а также два "Уайлдкэта" из пулеметов, после чего пилоты самолетов сообщили, что немецкие подводники появились на палубе лодки с поднятыми руками и некоторые из них прыгнули в воду. Дэниэл В. Гэллери, командир эскортного авианосца "Гуадалканал", приказал эсминцам прекратить огонь, надеясь захватить подводную лодку.

С эсминца "Пилсбери" на U-505 была выслана абордажная команда из девяти моряков, которая высадилась на лодку, медленно кружившую на электродвигателях. Трое из моряков спустились в лодку через рубку, перекрыли поступление воды и, остерегаясь затопления подлодки, сосредоточились на поиске секретных документов (в первую очередь, ключей к шифровальной машине "Энигма") и собственно самой "Энигмы". Все найденное было передано наверх и в конечном счете доставлено на эсминец "Дженкс". Командир эскортного авианосца "Гуадалканал" выслал на U-505 еще две партии моряков, которые во избежание затопления лодки прикрепили к ней буксирный трос с "Гуадалканала". Захваченную за двое суток до высадки союзников в Нормандии подлодку начали осторожно буксировать в Касабланку, затем с вечера 4 июня - в Дакар, но в конечном итоге для сохранения в тайне факта захвата приняли решение отбуксировать на Бермудские острова. 7 июня оперативно-тактическая группа 22.3 ВМС США встретилась с высланными ей на помощь из Касабланки кораблями, и океанский буксир "Абнаки", имевший специальный стальной трос, продолжил буксировать подводную лодку. Эсминец "Дженкс" с "десятью почтовыми мешками" секретных документов и шифровальной машиной "Энигма" на полном ходу пошел к Бермудским островам, прибыв туда 12 июня. "Гуадалканал" и остальные корабли прибыли на Бермуды 19 июня, в обстановке строжайшей секретности.

На подводной лодке U-505 были захвачены следующие важные документы к "Энигме": журналы шифров, использовавшихся в Атлантическом и Индийском океане в июне 1944 года; шифр "морских карт" (географического положения лодок); резервный коротковолновый шифр, который должен был вступить в действие с 15 июля 1944 года; текущий коротковолновый шифр для метеосводок; резервные таблицы биграмм, которые должны были использоваться с 1 августа 1944 года взамен действовавших с июля 1943 года. U-505 типа IXC стала второй немецкой подводной лодкой (после U-570 типа VIIC), захваченной союзниками практически в неповрежденном состоянии и приведенной в порт. После окончания войны, благодаря усилиям Дэниэла В. Гэллери, уроженца г. Чикаго, она стала экспонатом Чикагского музея науки и промышленности.


U-1024

U-1024 под командованием капитан-лейтенанта Ганса-Иоахима Гуттека вышла в плавание из Кристиансанна (Норвегия) 3 марта 1945 года. Действуя в Ирландском море южнее острова Мэн, 12 апреля Ганс-Иоахим Гуттек обнаружил небольшой британский конвой BB-80 и торпедировал из его состава американское транспортное судно "Билл Роджерс" водоизмещением 7200 тонн. Ответные меры были приняты незамедлительно, и 8-я британская группа поддержки начала охоту на U-1024. В тот же вечер фрегат "Лох-Гленду" после обстрела противолодочной установкой "Скуид" вынудил подлодку всплыть на поверхность. Ганс-Иоахим Гуттек принял решение затопить U-1024, однако сразу это сделать не удалось, и абордажные партии с фрегатов высадились на лодку и захватили ее. В схватке было убито восемь немецких подводников, а командир лодки застрелился.

После захвата подводная лодка была взята на буксир фрегатом "Лох-Мор", однако около полуночи 13 апреля поднялся туман, и U-1024 по неизвестным причинам сорвалась с буксира, быстро наполнилась водой и затонула. Все тридцать семь немецких подводников были спасены экипажами фрегатов. По некоторым данным, на этой лодке британцы захватили журналы шифров к шифровальной машине "Энигма", однако какие-либо подтвержденные сведения об этом отсутствуют.