ВООРУЖЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Обслуживание торпед G7e в носовом торпедном отсеке

Во время Второй мировой войны вооружение и оборудование немецких подводных лодок постоянно совершенствовалось. Как правило, это совершенствование происходило после появления у союзников новых средств противолодочной обороны. Большой научный потенциал Германии был направлен на разработку новых и модернизацию имеющихся средств борьбы с боевыми кораблями и авиацией противника.

Главным вооружением подводных лодок Кригсмарине являлись торпеды и мины, боевые свойства которых в течение всей войны постоянно улучшались. Однако с появлением новых вариантов взрывателей и систем наведения торпед союзники старались найти эффективные технические меры противодействия.

Основным видом артиллерийского вооружения немецких подлодок являлись 88-мм или 105-мм орудия и 20-мм зенитные пушки, но в связи с неуклонно возрастающей эффективностью противолодочных мер использование палубных орудий сводилось на нет, в результате чего к апрелю 1943 года с лодок VII серии орудия были сняты. В то же время значительно возросла степень опасности воздушной атаки, что заставило увеличить мощь зенитного вооружения.

В области средств обнаружения германских подводных лодок британцы постоянно совершенствовали радиолокационные станции и устанавливали их на самолетах и кораблях сопровождения. В ответ немецкое командование могло противопоставить разработку детекторов радарного излучения, однако для этого необходимо было время, и в этот период потери подводных лодок были очень внушительными. Иными словами, немецким ученым приходилось постоянно "догонять" англичан, что в конечном счете не способствовало успехам Германии на море.

Только с 1944 года, когда перевес в войне склонился в пользу союзников, командование подводным флотом Германии стало широко применять еще одно средство, позволявшее подводной лодке долгое время находиться под водой вне зоны досягаемости радиолокационных станций - шноркель. Его высокая эффективность была доказана после установки на многих подводных лодках VII и IX серий.

Огромным прорывом явилась разработка в 1943-44 годах подводных лодок XXI и XXIII серий, оборудованных большим количеством аккумуляторных батарей и развивающими скорость на электродвигателях под водой соответственно 17,2 и 12,5 узлов. Однако перевооружить подводный флот в связи с окончанием войны так и не удалось.