БАЗЫ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

База немецких подводных лодок в Ла-Паллисе

Строительство укрытий для немецких подводных лодок являлось составной частью программы, предполагавшей создание системы оборонительных сооружений. Предусматривалось возведение однотипных укрытий для торпедных катеров и тральщиков, а также для защиты шлюзов, поскольку при их повреждении порт мог оказаться заблокированным. Кроме того, планировалось строительство бункеров как складов боеприпасов и материально-технической части, долговременных огневых точек и артиллерийских укрытий.

До строительства мощных бетонных бункеров подводные лодки Кригсмарине вставали на швартовку рядом с плавучей базой флотилии, к которой они были приписаны, однако постоянно присутствовала очевидная опасность воздушного нападения со стороны Королевских ВВС, и это заставило разработать планы строительства специальных укрытий на военно-морских базах в Гельголанде, Гамбурге и Киле.

После падения Норвегии, затем Франции и стран Бенилюкса летом 1940 года для подводного флота было подготовлено довольно много дополнительных боевых баз, которые ввели в эксплуатацию. Базы германских подводных лодок были быстро созданы в Норвегии (в Бергене и Тронхейме) и во Франции (в Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Ла-Паллисе и Бордо). Весной 1941 года немцы, используя накопленный ранее опыт, по отработанным ранее проектам стали строить новые бункеры на всех основных базах подводных лодок во Франции и в Норвегии. Подобные огромные бетонные сооружения были также воздвигнуты и в Германии - в Гельголанде, Киле и Гамбурге. Эти гигантские укрытия использовались не только для защиты боевых баз: так, под Бременом целый завод, выпускавший современные лодки XXI серии, был воздвигнут внутри массивного бетонного бункера "Валентин" на берегах реки Везер.

Взяв под контроль порты на территории Норвегии и Франции, подводный флот Германии получил свободные выходы в Северное море и Атлантику. Это ускоряло выполнение боевых операций и позволяло одновременно держать на дежурстве в море большее число немецких подлодок.

Кроме того, несколько баз предоставил Императорский флот Японии, важнейшей из которых являлась база в Пенанге, в западной части Малайского полуострова. В Пенанге базировалась группировка фрегаттен-капитана Вильгельма Доммеса, в боевые плавания подводные лодки Германии начали выходить отсюда в июле 1943 года. В Сингапуре, Джакарте (Индонезия) и Кобе (Япония) были организованы дополнительные центры ремонта и обслуживания немецких подводных лодок.