УНИЧТОЖЕНИЕ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ СОЮЗНИКОВ
Одновременно с решением основной задачи — нарушением морских перевозок и уничтожением торгового тоннажа, подводные лодки использовали каждый благоприятный момент для нанесения торпедных ударов и по боевым кораблям. Несмотря на то, что эти действия и не носили планомерного характера, а проводились лишь при встречах с боевыми кораблями вблизи побережья Британских островов и в период проведения операций против конвоев, подводные лодки добились значительных успехов и потери боевых кораблей от них занимают также довольно видное место.
За время Второй мировой войны подводными лодками было потоплено 149 военных кораблей, в том числе 2 линейных корабля, 3 авианосца, 3 эскортных авианосца и 5 легких крейсеров. Кроме того, немецкими подводными лодками за время войны были уничтожены 34 эскадренных миноносца, 18 эскортных миноносцев, 1 минный заградитель, 2 фрегата, 26 корветов, 13 шлюпов, 10 тральщиков, 9 подводных лодок, 3 корабля противолодочной обороны, 1 канонерская лодка, 3 торпедных катера, 13 десантных кораблей, 2 плавучих мастерских и 1 посыльное судно. Повреждения получили 3 линейных корабля, 2 эскортных авианосца, 6 легких крейсеров, 11 эскадренных миноносцев, 13 эскортных миноносцев, 1 минный заградитель, 4 фрегата, 3 корвета, 4 шлюпа и 1 торпедный катер.
АВИАНОСЕЦ "КОРЕЙДЖЕС"
Днем 17 сентября 1939 года подводная лодка U-29 под командованием капитан-лейтенанта Отто Шухарта двигалась на сближение с конвоем OB-4, обнаруженным 14 сентября и атакованным утром 16 сентября подводной лодкой U-31. Лодка U-53, также получившая приказ атаковать этот конвой и шедшая на сближение с ним, до обнаружения конвоя 17 сентября потопила одиночный британский транспорт "Кафиристан" водоизмещением 5193 тонны, направлявшийся в Британию. В небе появились самолеты, которые и были замечены командиром лодки U-29, находившейся на перископной глубине. Отто Шухарт не сомневался - только авианосец мог находиться в патрульном плавании в двухстах милях от побережья Британских островов. В 18 часов на горизонте был замечен корабль - авианосец "Корейджес", шедший в сопровождении двух эсминцев. Командир подлодки принял решение атаковать его и U-29 начала сближаться с кораблем. Попытка догнать авианосец на лодке, двигавшейся в подводном положении, не удавалась, и только опыт, полученный во время учений, позволил Шухарту в течение почти двух часов безотрывно преследовать "Корейджес". Неожиданно авианосец сделал поворот для приема на борт возвращавшегося самолета, что сделало его уязвимым для торпедной атаки. Шухарт немедленно воспользовался этим и в 19 часов 50 минут произвел залп из трех торпедных аппаратов с дистанции 2700 метров. Пока торпеды шли к цели, к лодке на опасное расстояние приблизился британский эсминец, что вынудило U-29 погрузиться. Во время погружения немецкие подводники услышали два сильных взрыва.
Две из трех выпущенных торпед попали в авианосец, после чего "Корейджес" накренился на левый борт и через пятнадцать минут затонул. Из 1259 членов команды не досчитались 518 человек; вместе с авианосцем водоизмещением 22500 тонн погибло 24 самолета. После потопления авианосца "Корейджес" U-29 была обнаружена и подверглась преследованию эсминцами, сбросившими на нее несколько глубинных бомб, однако лодка благополучно уклонилась от атаки. Через некоторое время подлодка всплыла на поверхность и Шухарт послал радиограмму Деницу: "Потопил авианосец "Корейджес". Возвращаюсь на базу".
ЛИНКОР "РОЙЯЛ ОУК"
После потоплления авианосца "Корейджес" командующий немецким подводным флотом Карл Дениц был полон решимости нанести новый удар по боевым кораблям Британского флота. Местом для атаки была выбрана военно-морская база в Скапа-Флоу. Главный рейд Скапа-Флоу соединялся с заливом несколькими узкими проливами, и все они были блокированы затопленными судами. Однако немецкому самолету-разведчику удалось обнаружить узкий проход в проливе Керк, и выполнение этой сложной задачи Дениц доверил капитан-лейтенанту Гюнтеру Прину, командиру подводной лодки U-47. 8 октября 1939 года лодка прошла Кильским каналом и вышла в Северное море, взяв курс на Скапа-Флоу и двигаясь по ночам. 13 октября в 23 часа 7 минут, когда лодка подошла к мысу Роуз-Несс, вахта на мостике заметила транспортное судно. Прин приказал погрузиться на перископную глубину и подошел к командирскому перископу. Несмотря на северное сияние, судна не было видно, и Прин принял решение атаковать корабли противника из надводного положения. В 23 часа 31 минуту U-47 всплыла и Прин поначалу направил ее в пролив Керри, разделяющий острова Лэмб-Хоум и Баррей, но вовремя заметил ошибку и направил лодку в пролив Керк. При движении через пролив подводную лодку сильным течением прижало к одному из затопленных судов, но умело маневрируя лодкой, Прин успешно прошел узкий проход. В 0 часов 27 минут 14 октября подлодка в надводном положении вышла на главный рейд Скапа-Флоу. Из всего Флота Метрополии на рейде оказалось только два боевых корабля, стоявших на якоре на расстоянии мили друг от друга. Эти корабли Прин идентифицировал как линейные корабли "Ройял Оук" и "Рипалс", однако вторым кораблем оказался не "Рипалс", а устаревший авиатранспорт летающих лодок "Пегас" водоизмещением 6300 тонн. Подводная лодка заняла боевую позицию и в 0 часов 58 минут произвела залп четырьмя торпедами из носовых торпедных аппаратов, направив по две торпеды в каждый корабль. Одна из торпед, направленных в "Пегас", не вышла из торпедного аппарата, а вторая прошла мимо цели. В "Ройял Оук" из двух торпед попала одна, проделав в носовой части корабля пробоину, однако командир британского корабля не придал значения взрыву и тревога на нем не была объявлена. В это время на U-47 начали перезаряжать носовые торпедные аппараты и одновременно с этим в 1 час 2 минуты выпустили по "Ройял Оуку" торпеду из кормового торпедного аппарата, которая прошла мимо цели. В 1 час 23 минуты Прин дал повторный залп из носовых торпедных аппаратов, и на этот раз все три торпеды поразили цель. Линейный корабль "Ройял Оук" водоизмещением 29150 тонн взорвался и через тринадцать минут затонул; из 1208 членов команды погибли 24 офицера и 809 матросов.
U-47 после потопления линкора сразу же начала отход в надводном положении и на полном ходу устремилась в обратный путь через пролив Керк. На главном рейде Скапа-Флоу начался интенсивный поиск подводной лодки и были слышны взрывы глубинных бомб. При прохождении узкого пролива с затопленными судами подлодке пришлось преодолевать сильное встречное течение, имевшее скорость 10 узлов, однако уже в 2 часа 15 минут лодка находилась в открытом море. Утром 16 октября Прин послал радиограмму Деницу: ""Ройял Оук" потоплен, "Рипалс" поврежден", а утром следующего дня U-47 пришла в Вильгельмсхафен.
АВИАНОСЕЦ "АРК РОЙЯЛ"
В ночь с 11 на 12 ноября 1941 года U-81 под командованием капитан-лейтенанта Фридриха Гуггенбергера прошла Гибралтарский пролив и вышла в Средиземное море. Ранним утром 13 ноября подводным лодкам U-81 и U-205, также прошедшей Гибралтарский пролив в ночь с 10 на 11 ноября, было приказано атаковать возвращавшееся с Мальты в Гибралтар соединение британских кораблей в составе линкора "Малайя", авианосцев "Арк Ройял" и "Аргус", крейсера "Гермиона" и семи эсминцев эскорта.
Первым британские корабли утром 13 ноября обнаружил командир U-205 Франц-Георг Решке. Сблизившись с ними и заняв удобную позицию для атаки авианосца "Арк Ройял", подводная лодка произвела веерный торпедный залп, однако все торпеды прошли мимо цели. Во второй половине дня, когда британские корабли находились всего в тридцати милях от Гибралтара, они были обнаружены командиром U-81 Фридрихом Гуггенбергером. В 16 часов 37 минут он атаковал линейный корабль "Малайя", выпустив в него четыре торпеды из носовых торпедных аппаратов. Однако в этой атаке в линкор не было отмечено попаданий, а одна из выпущенных по "Малайе" торпед поразила авианосец "Арк Ройял". Эта торпеда попала в среднюю часть корабля по правому борту, в результате чего в образовавшуюся пробоину стала поступать вода; при взрыве торпеды погиб один член команды. Авианосец накренился на правый борт и потерял ход. Экипаж корабля затопил цистерны левого борта и перешел на эсминец "Лиджен", оставив на борту небольшую аварийную команду для борьбы за живучесть авианосца. В ночь на 14 ноября из Гибралтара пришли два буксира-спасателя и попытались буксировать "Арк Ройял" в порт. Одновременно аварийная команда сумела поднять пары в одном из котлов, но внезапно в котельном отделении вспыхнул пожар, справиться с которым не удалось. В 4 часа 30 минут аварийная команда покинула борт, а в 6 часов 13 минут авианосец "Арк Ройял" водоизмещением 22600 тонн затонул всего в 25 милях от Гибралтара и вероятного спасения.
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР "ДАНЕДИН"
24 ноября 1941 года U-124 под командованием капитан-лейтенанта Йохана Мора патрулировала в Центральной Атлантике в 800 километрах к северо-востоку от Пернамбуко (Бразилия). Во второй половине дня подлодка шла в надводном положении и в точке с координатами 03° ю.ш. 26° з.д. обнаружила британский легкий крейсер "Данедин" водоизмещением 4850 тонн, шедший противолодочным зигзагом со скоростью 17 узлов на пересечение ее курса. Лодка погрузилась для подводной атаки, однако в 14.50 вахтенные крейсера заметили перископ и корабль изменил курс для преследования U-124. Курс подводной лодки был определен неправильно, и "Данедин" прошел в стороне от нее. В это время лодка потеряла управление и на непродолжительное время всплыла, но вскоре ей удалось погрузиться на перископную глубину. После этого Мор не смог обнаружить в перископ крейсер в предполагаемом месте нахождения, однако вскоре заметил его удаляющимся на расстоянии более пяти километров. Хотя "Данедин" находился за пределами поражения, Мор принял решение атаковать и в 15.21 выпустил по нему три торпеды. Через 5 минут 23 секунды две торпеды поразили крейсер в среднюю часть корабля и в корму, после чего "Данедин" накренился на правый борт и через 17 минут затонул кормой вперед.
Из 486 человек команды на плотах и в воде оказались около 250 человек. U-124 всплыла и 10 минут описывала циркуляцию вокруг спасшихся, после чего покинула место потопления корабля. Спустя три дня американский пароход "Нишмаха" подобрал с шести плотов 72 спасшихся британских моряка, но до прибытия судна на остров Тринидад на борту корабля умерли пять человек. В итоге из всей команды легкого крейсера "Данедин" спаслось только 4 офицера и 63 матроса.
ЛИНКОР "БАРХЭМ"
С 18 по 25 ноября 1941 года U-331 под командованием обер-лейтенанта Ганса-Дидриха фон Тизенгаузена патрулировала у побережья Северной Африки в районе Соллум - Мерса-Матрух. Около 16.00 25 ноября, находясь на глубине 50 м, она обнаружила шумы боевых кораблей. Когда лодка всплыла на перископную глубину, командир увидел соединение из трех линейных кораблей ("Куин Элизабет", "Бархэм" и "Вэлиент"), которые шли со скоростью около 17 узлов в охранении восьми эсминцев. Сначала фон Тизенгаузен решил атаковать "Куин Элизабет", но, находясь в невыгодном положении (лодка пересекала курс слева направо в 750 метрах от "Вэлиент" и фактически находилась внутри охранения), изменил решение и решил атаковать "Бархэм", после чего почти без маневрирования в 16 часов 29 минут с дистанции 550 метров был дан залп четырьмя торпедами. Три торпеды попали в левый борт корабля между трубой и кормовыми башнями (в машинное и котельное отделения). "Бархэм" прошел небольшое расстояние, накренился на левый борт и через четыре минуты разлетелся на куски после взрыва погребов артиллерийских боеприпасов. Водоизмещение линкора "Бархэм" составляло 31100 тонн, из команды погибло 862 человека, 449 человек спаслось.
После залпа лодка стала срочно погружаться на большую глубину и прошла под килем у линкора "Вэлиент", который попытался протаранить U-331, показавшуюся на поверхности из-за непроизвольного всплытия после торпедного залпа. Почти сразу после ухода из района атаки лодка направилась на базу на остров Саламин, куда и прибыла 4 декабря.
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР "ГАЛАТЕЯ"
13 декабря 1941 года соединение "B" под командованием контр-адмирала Вайена в составе легких крейсеров "Найада", "Галатея", "Юриалес" и девяти эсминцев вышло из Александрии (Египет) на перехват итальянского конвоя, следовавшего в Ливию. Также в море был направлен британский быстроходный минный заградитель "Эбдиел", чтобы, нарушая радиомолчание, создать у итальянцев видимость присутствия главных сил Средиземноморского флота. В результате уловка сработала, и конвой повернул обратно. Корабли соединения "B" также повернули обратно и взяли курс на Александрию.
В ночь на 15 декабря к западу от Александрии корабли соединения контр-адмирала Вайена попали в завесу итальянских и немецких подводных лодок. Находясь в завесе в 35 милях к западу от Александрии, незадолго до полуночи немецкая подводная лодка U-557 обнаружила британский легкий крейсер "Галатея" водоизмещением 5220 тонн и произвела по нему залп из носовых торпедных аппаратов. Три из четырех торпед попали в цель, и в 23.59 14 декабря крейсер затонул. Из команды корабля погибло 23 офицера и 447 матросов; 144 члена экипажа были спасены эсминцами "Гриффин" и "Хотспур". После потопления крейсера U-557 взяла курс на базу на греческий остров Саламин, однако 16 декабря в пятнадцати милях от Крита она была по ошибке протаранена итальянским торпедным катером "Орионе" и затонула со всем экипажем.
Предположительно, 14 декабря в 19.55 итальянская подводная лодка "Дагабур" атаковала этот легкий крейсер торпедами и услышала два взрыва через 1 минуту 45 секунд, однако неизвестно, нанесены ли были повреждения "Галатее" итальянской подводной лодкой до ее потопления немецкой подводной лодкой.
ЭСКОРТНЫЙ АВИАНОСЕЦ "ОДЭСИТИ"
Конвой HG-76, включавший в себя 32 судна и имеющий в качестве сопровождения эскортный авианосец "Одэсити", вышел из Гибралтара в Британию 14 декабря 1941 года. В течении последующих нескольких дней конвой пытались атаковать немецкие бомбардировщики и подводные лодки, но только 19 декабря U-108 смогла нанести повреждения торговому судну и U-574 потопила эсминец "Стэнли".
21 декабря конвой находился в пятиста милях к западу от мыса Финистерре. В 19.23 подводной лодкой U-567 было торпедировано торговое судно, после чего с другого судна были пущены остветительные ракеты, которые вместо лодки осветили эскортный авианосец "Одэсити" водоизмещением 11000 тонн, переделанный из захваченного ранее немецкого торгового судна "Ганновер". Этим воспользовалась подводная лодка U-751, которая в 21.37 торпедировала "Одэсити". После взрыва торпеды корма эскортного авианосца погрузилась в воду. Машины корабля повреждений не получили, однако "Одэсити" потерял управление и остановился. Через несколько минут эскортный авианосец был поражен еще двумя торпедами, и он затонул через 10 минут. Из команды корабля погибло 75 офицеров и матросов, а уцелевшие члены экипажа были подобраны эскортными кораблями "Конвольвулус", "Мэриголд" и "Пентстемон".
При проведении атак на конвой HG-76 немецкий подводный флот впервые понес значительные потери: были потоплены подводные лодки U-127, U-131, U-434, U-567 и U-574.
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР "НАЯДА"
9 марта 1942 года соединение "B" под командованием контр-адмирала Вайена в составе легких крейсеров "Наяда", "Дидо", "Юриалес" и восьми эсминцев вышло из Александрии (Египет) для нападения на поврежденный итальянский крейсер. Однако сведения оказались неточными, и поиски не увенчались успехом. Корабли соединения "B" взяли курс на Александрию вместе с двумя британскими эсминцами, вышедшими с Мальты. Крейсеры и эсминцы соединения "B" несколько раз подвергались безуспешным атакам итальянской и немецкой авиации.
Вечером 11 марта к северу от Сиди Баррэни (Египет) крейсер "Наяда" водоизмещением 5450 тонн был обнаружен немецкой подводной лодкой U-565 и в 20.01 атакован торпедами. Одна торпеда попала в середину правого борта крейсера и он затонул в течение 35 минут; 82 члена экипажа погибло и 582 человека было спасено.
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР "ГЕРМИОНА"
11 июня 1942 года легкий крейсер "Гермиона" из состава соединения "A" был привлечен к участию в операции по проводке конвоя снабжения MW-11 из Александрии на Мальту. 14 и 15 июня легкий крейсер израсходовал большую часть своих боеприпасов, отражая тяжелые атаки авиации стран оси. В ночь на 16 июня операция по проводке конвоя была отменена, и "Гермиона" в сопровождении эсминцев "Альденхейм", "Бофор" и "Эксмур" взяла курс на Александрию.
15 июня в 23.20 к северу от Соллума (Египет) группа боевых кораблей была обнаружена немецкой подводной лодкой U-205. Подлодка в 23.38 и 23.40 атаковала два эсминца двумя торпедами, однако торпеды прошли мимо целей. После этого командир подводной лодки идентифицировал одну из целей как крейсер, и в 00.16 16 июня выпустил веерным залпом три торпеды, поразив цель в правый борт. Отсеки легкого крейсера "Гермиона" водоизмещением 5450 тонн были затоплены, и он получил крен в 22 градуса. Вскоре легкий крейсер лег на правый борт и через 21 минуту затонул. Из команды корабля погибло 8 офицеров и 80 матросов; 498 членов экипажа были спасены эсминцами "Альденхейм", "Бофор" и "Эксмур", после чего они были доставлены в Александрию.
АВИАНОСЕЦ "ИГЛ"
Вышедшая из Ла-Специи 4 августа 1942 года подводная лодка U-73 под командованием капитан-лейтенанта Гельмута Розенбаума имела задание атаковать американские и британские суда у побережья Северной Африки. 11 августа в точке 38°05' с.ш. и 03°02' в.д. U-73 обнаружила конвой WS-21S ("Пъедестал"), в составе которого шли в качестве непосредственного охранения авианосцы "Игл", "Фьюриес" и "Индомитебл", линейный корабль "Нельсон", группа крейсеров и 13 эсминцев. У Розенбаума была возможность поразить транспортные суда противника, однако ему был дан приказ атаковать прежде всего британские боевые корабли. Лодка поднырнула под охранение, прошла между третьей и четвертой колонной транспортов и атаковала британский авианосец "Игл" в 13 часов 15 минут с дистанции 450 метров, выпустив веером четыре торпеды с интервалом в 10 секунд. Авианосец шел зигзагом со скоростью 13 узлов, однако ни лодка, ни следы торпед с кораблей охранения обнаружены не были. Все четыре торпеды попали в "Игл", который стремительно накренился на левый борт и через восемь минут затонул. Из 1087 членов команды погибло 160 человек; вместе с авианосцем водоизмещением 22600 тонн были потеряны все находившиеся на нем 16 самолетов.
Пока эсминцы "Лафорей", "Лукаут", "Мэлколм" и буксирное судно "Гроулер" спасали людей с авианосца, остальные эсминцы начали охоту на U-73. Однако Розенбауму удалось уклониться от контратаки, погрузившись на глубину 150 метров и остановив лодку. Позже Розенбаум поднял подводную лодку на поверхность и послал командованию радиограмму: "Торпедировал "Игл" четырьмя торпедами с 450 метров. Ясно слышал звуки, характерные для тонущего судна. Атакован глубинными бомбами. Повреждений нет".
ЭСКОРТНЫЙ АВИАНОСЕЦ "ЭВЕНДЖЕР"
Конвой MKF-1Y вышел из Гибралтара в Клайд (Британия) 14 ноября 1942 года. Этот конвой сопровождал эскортный авианосец "Эвенджер", возвращавшийся в Британию после участия в операции высадки десанта в Северной Африке (операция "Торч").
В ночь на 15 ноября в 120 милях к северо-западу от Гибралтара конвой был обнаружен немецкой подводной лодкой U-155. В 04.14 15 ноября лодка выпустила веерным залпом четыре торпеды и совершила срочное погружение. После погружения командой лодки были зафиксированы три взрыва торпед, которыми были потоплены эскортный авианосец "Эвенджер" водоизмещением 13785 тонн и британский войсковой транспорт "Эттрик", а также повреждено американское военное транспортное судно "Альмаак". Эскортный авианосец получил попадание торпедой в левый борт в районе миделя, от взрыва которой сдетонировали авиабомбы в погребе. Средняя часть "Эвенджера" была вырвана взрывом, а нос и корма взлетели в воздух и затонули в течении двух минут. Из команды эскортного авианосца погибло 526 членов экипажа; всего 12 человек было спасено эсминцем "Глэйздэйл".
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР "ПЕНЕЛОПА"
В январе 1944 года союзные войска готовились к десантной операции на западное побережье Италии между портом Анцио и морским курортом Неттуно. Начало операции под названием "Шингл" было запланировано на 22 января 1944 года. Высадка десанта прошла успешно, однако уже через несколько дней высадившиеся части оказались окружены на прибрежном плацдарме плотным кольцом немецких войск. На помощь десанту пришли боевые корабли военно-морских сил союзников, оказывавшие поддержку артиллерийским огнем. Британский легкий крейсер "Пенелопа" был включен в состав артиллерийской группы поддержки TG 81.8, также включавшей в себя следующие американские боевые корабли: легкий крейсер "Бруклин", эсминцы "Вулзи", "Майо", "Триппл", "Людлоу" и "Эдисон".
Утром 18 февраля 1944 года легкий крейсер "Пенелопа" водоизмещением 5270 тонн возвращался без сопровождения после обстрела позиций немецких войскв районе порта Анцио, двигаясь со скоростью 26 узлов. В 35 милях к западу от Неаполя он был обнаружен немецкой подводной лодкой U-410, и в 06.58 был поражен торпедой позади машинного отделения. В 07.16 крейсер получил второе попадание торпеды, и через 10 минут затонул. Из команды корабля погибло 25 офицеров, 368 матросов и 24 морских пехотинца; 206 человек были спасены британскими десантными судами LST-165 и LST-430. "Пенелопа" стала последним британским крейсером, погибшим во Второй мировой войне.
Однако, согласно немецким данным, легкий крейсер "Пенелопа" был потоплен единственной акустической торпедой TV(G7es) "Zaunkonig", выпущенной с немецкой подводной лодки U-410. Так как акустическая система наводила торпеду на шум винтов корабля, попадание торпеды пришлось на кормовую часть корабля. В результате произошла детонация в кормовых погребах боеприпасов, что было принято экипажем за взрыв второй торпеды.
ЭСКОРТНЫЙ АВИАНОСЕЦ "БЛОК-АЙЛЕНД"
Оперативно-тактическая группа ВМС США 21.11, состоявшая из эскортного авианосца "Блок-Аленд", эсминцев "Барр", "Юджин Э. Элмор", "Аренс" и "Роберт Ай. Пэйн", в конце мая 1944 года находилась на боевом противолодочном патрулировании к северо-западу от Канарских островов.
Вечером 29 мая эта группа была обнаружена немецкой подводной лодкой U-549, которая незамеченной проникла сквозь кольцо охранения и приблизилась к эскортному авианосцу "Блок-Айленд" водоизмещением 9393 тонны. В 20.13 по нему были выпущены три торпеды, две из которых нанесли поражение эскортному авианосцу. Через восемь минут в "Блок-Айленд" попала еще одна торпеда, которая впоследствии и привела к гибели корабля.
Спустя некоторое время U-549 выпустила по эсминцам две торпеды с акустическим наведением, одна из которых в 20.40 попала в корму эсминца "Барр" и нанесла ему тяжелые повреждения, а другая прошла мимо эсминца "Юджин Э. Элмор". Эсминцы "Юджин Э. Элмор" и "Аренс" предприняли контратаку подводной лодки глубинными бомбами, в результате чего U-549 была потоплена вместе со всем экипажем.
После торпедирования "Блок-Айленда" командиру корабля стало ясно, что эскортный авианосец спасти не удастся, и в 21.00 экипаж покинул поврежденный корабль. В 21.55 "Блок-Аленд" затонул; при торпедировании корабля погибло 10 членов экипажа, а 953 человека были спасены эсминцами "Аренс" и "Роберт Ай. Пэйн" и 1 июня доставлены в Касабланку. В момент гибели эскортного авианосца в небе находилось шесть самолетов; все они направились к Канарским островам, но только двум летчикам из шести удалось спастись.
Информация о потопленных боевых кораблях была бы недостаточно полной, если не упомянуть крупные боевые корабли союзников, которые были повреждены немецкими подводными лодками и восстановление которых было признано нецелесообразным; эти корабли участие в сражениях Второй мировой войны больше не принимали.
ЭСКОРТНЫЙ АВИАНОСЕЦ "НАБОБ"
В августе 1944 года британский эскортный авианосец "Набоб" входил в состав второй группы авианосцев Флота Метрополии вместе с британским эскортным авианосцем "Трампетер" и британским тяжелым крейсером "Кент" для участия в операции "Гудвуд. Задачей группы авианосцев была атака немецких аэродромов перед нападением на линейный корабль "Тирпиц", находившийся на якорной стоянке в Альтенфьорде (Норвегия). Однако плохая погода отменила все планы, и группе авианосцев пришлось повернуть обратно.
В ночь на 22 августа к северо-западу от мыса Нордкап (Норвегия) эскортный авианосец "Набоб" водоизмещением 11420 тонн был обнаружен немецкой подводной лодкой U-354. В 01.14 22 августа по нему был выпущен веерный залп торпед, одна из которых поразила эскортный авианосец в кормовую часть со стороны правого борта, сделав пробоину в машинном отделении размером три квадратных метра; при торпедировании корабля погиб 21 человек. В 01.22 U-354 попыталась окончательно потопить "Набоб" и выпустила в него торпеду с акустическим наведением, однако торпеда поразила британский фрегат "Бикертон", начавший принимать топливо с эскортного авианосца перед началом атаки. Корма "Набоба" быстро погрузилась на 4,5 метра и эскортный авианосец потерял ход. Двигатели были застопорены, так как температура в машинном отделении поднялась до 150 градусов. 205 человек покинули поврежденный корабль и перешли на канадский эсминец "Алгонкуин", а оставшиеся члены экипажа начали борьбу за живучесть эскортного авианосца. В результате принятых мер удалось несколько уменьшить дифферент на корму, и ближе к вечеру "Набоб" смог двигаться со скоростью 10 узлов. Рано утром 23 августа поблизости от эскортного авианосца была замечена немецкая подводная лодка, но поднявшиеся в воздух два "Эвенджера" загнали ее под воду и продержали три с половиной часа. Первый "Эвенджер" приземлился удачно, а второй при посадке разбился и повредил шесть находившихся на палубе самолетов; впоследствии они были сброшены за борт.
27 августа "Набоб", медленно двигаясь своим ходом, достиг базы в Скапа-Флоу, проделав 1100 миль от места его атаки подводной лодкой U-354. Эскортный авианосец был признан не подлежащим восстановлению, был отбуксирован в Розайт и оставлен на мелководье. "Набоб" был выведен из состава флота 30 сентября 1944 года и зачислен в номинальный запас, при этом с него были сняты запасные части для ремонта однотипных авианосцев. 16 марта 1946 года эскортный авианосец "Набоб" был возвращен США в поврежденном состоянии. Продан в марте 1947 года на металлолом в Нидерланды, затем перепродан фирме "Норддейче Ллойд" и переделан в немецкое торговое судно "Набоб" в 1952 году. Использовался как тренировочное судно для обучения моряков немецкого гражданского флота. В 1968 году судно переименовано в "Глорию" и зарегистрировано в Панаме; в декабре 1977 года продано на металлолом в Тайвань.
ЭСКОРТНЫЙ АВИАНОСЕЦ "СЭН"
15 января 1945 года британский эскортный авианосец "Сэн" водоизмещением 11400 тонн, двигавшийся без охранения в Северном проливе, был обнаружен немецкой подводной лодкой U-1172 в шести кабельтовых от плавучего маяка Клайда. Эскортный авианосец, занимавшийся перегрузкой самолета, в 13.28 был поражен предположительно торпедой с акустическим наведением в корму со стороны правого борта; при торпедировании корабля погибло 10 человек. Гребной винт и двигатель "Сэна" уцелели, но взрывом торпеды было разрушено соединение турбины с винтом, и эскортный авианосец лишился хода. Находившиеся поблизости эскортные корабли взяли под охрану поврежденный "Сэн", и он был отбуксирован британским фрегатом "Лоринг" в Гринок (Великобритания), где эскортный авианосец был признан не подлежащим восстановлению. 15 декабря 1945 года "Сэн" был возвращен США в поврежденном состоянии и продан на металлолом. Разобран в Фаслейне (США) в 1946 году.