СРАЖЕНИЯ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК С КОНВОЯМИ СОЮЗНИКОВ

Таран U-210 типа VIIC канадским эсминцем 'Ассинибойн'

В течение первых месяцев Второй мировой войны на жизненно важных для Британии маршрутах подводные лодки почти всегда нацеливались на следовавшие в одиночку корабли, а не на конвои. Однако такому положению предстояло вскоре измениться - транспортные суда стали следовать в конвоях, защищаемых обычно четырьмя-шестью эскортными кораблями, вооруженными глубинными бомбами.

В 1939 и в начале 1940 года командиры подводных лодок не испытывали нехватки в торговых кораблях противника, самостоятельно пересекавших Атлантический океан. Даже с введением системы конвоев они могли следовать в сопровождении эскорта только до 15 градусов широты в обе стороны из-за недостаточного количества кораблей сопровождения.

В 1940 году система конвоев не приносила требуемых результатов, потери торговых судов были высокими, так как немецкие подводные лодки стали выходить из портов на западном побережье Франции. Британцы оказались фактически не готовыми к избранной немцами тактике ночных нападений.

В 1941 году улучшения в тактике конвоев у британцев и появление новых эскортных судов – корветов – усложнили задачи подводников. Усиление канадского флота и решение Соединенных Штатов обеспечивать эскортами конвои, следовавшие из их портов, еще более упрочили положение британцев. Однако внедрение тактики "волчьих стай" – применение сразу многих лодок в координированных атаках на один караван – свели на нет все улучшения британских приемов проведения конвоев.

В июле 1942 года американцы в конце концов внедрили систему конвоев, так что подлодки перекочевали южнее – к Карибскому морю, где могли нападать на танкеры, доставлявшие нефть из Маракайбо. Когда же США распространили сопровождение конвоев и на этот район, подлодки стали возвращаться к судоходным маршрутам в Северной Атлантике.

С мая 1943 года в связи с техническим прогрессом в области противолодочной обороны инициатива окончательно перешла в руки британцев. К концу 1943 года командование Кригсмарине уже знало, что в среднем каждая подлодка могла совершить не более трех-четырех плаваний; многие уничтожались ударами союзной авиации в процессе пересечения Бискайского залива.

В 1944 году тактика "волчьих стай" постепенно перестала быть основополагающей, со второй половины года подводные лодки в основном стали действовать в одиночку, как в начале войны.


1939 год

В октябре 1939 года была проведена всего лишь одна успешная атака на британский конвой HG-3 тремя подводными лодками: U-25 потопила "Бауле", U-37 - "Йоркшир" и U-48 - "Клан Чисхольм", общий тоннаж потопленных судов составил более 24000 тонн. Вторая группа из четырех лодок вышла в плавание в ноябре, но операция оказалась безрезультатной - не было потоплено ни одного судна; немецкие подводные лодки также обошлись без потерь.

В связи с небольшой численностью подводных лодок групповые атаки на конвои противника возобновились только летом 1940 года.


1940 год

В июне 1940 года немецкие подводники провели две групповые операции, одна из которых увенчалась успехом. В ней участвовало шесть лодок, в том числе и U-47 под командованием Гюнтера Прина. Подводные лодки конвой HХ-47 перехватить не смогли, хотя и потопили выбившиеся из строя три судна общим тоннажем чуть более 18000 тонн.

В конце августа в плавание была отправлена еще одна группа, перехватившая конвой SC-2 и потопившая пять судов. Четыре из них, общим тоннажем около 18500 тонн, оказались на счету U-47: "Нептун", "Хосе де Ларинга", "Гро" и "Поссидон"; пятое судно, небольшой сухогруз в 2400 тонн, оказалось на счету U-28.

21 сентября в Атлантике, вблизи от западного побережья Ирландии, на конвой HX-72 напала группа из девяти подводных лодок. Конвой прикрывали семь кораблей смешанного типа: эсминцы, корветы и сторожевые корабли. Всего было потоплено 11 судов общим тоннажем свыше 72000 тонн.

В октябре еще одна группа из семи лодок - U-38, U-46, U-48, U-99, U-100, U-101 и U-123 разметала конвой SC-7. В ходе непрерывных боев с 17 по 19 октября было потоплено 19 транспортных судов общим тоннажем около 78000 тонн. Перед нападением на конвой группы лодок одно отставшее судно 16 октября уничтожила U-124.

Сразу после этого был атакован конвой HX-79 также вблизи ирландского побережья, было потоплено еще 12 судов общим тоннажем более 75000 тонн. В нападении участвовали U-28, U-38, U-46, U-47, U-48 и U-100. U-38 потопила "Билдердрейк" и "Матеран", U-46 - "Руперру" и "Янус", U-47 уничтожила "Вандби", "Уганду", "Уитфорт Пойнт", "Ла-Эстансию" и повредила "Ширак" и "Ательмонарх", U-48 потопила поврежденный "Ширак", U-100 уничтожила "Лох Ломонд", "Ситалу" и "Капреллу".

В конце года в Атлантике был перехвачен конвой HX-90. Небольшая стая из семи лодок (U-43, U-47, U-52, U-94, U-95, U-99 и U-101) потопила 10 судов общим тоннажем около 69000 тонн. Еще одно отставшее от конвоя судно уничтожила U-140.


1941 год

В ночь на 23 февраля конвой ОВ-288 был атакован "стаей" из пяти подводных лодок: U-69, U-73, U-95, U-96 и U-107 при поддержке итальянской лодки "Бьянки". Было потоплено девять судов общим тоннажем около 40000 тонн.

В начале 1941 года была опробована тактика взаимодействия подводных лодок и авиации, в результате чего в феврале после выхода конвоя из Гибралтара U-37 вызвала по радио бомбардировщики Fw-200 "Кондор", потопившие девять судов. Также в феврале один из "Кондоров" обнаружил другой конвой и попытался вывести в атаку подводные лодки, но они его не нашли. Весной 1941 года успехов во взаимодействии авиации и подводных лодок не было достигнуто.

Ситуация несколько улучшилась в конце июля - бомбардировщик "Кондор" обнаружил конвой OG-69, и в атаку на него вышла "стая", сформированная из следующих подводных лодок: U-68, U-79, U-126, U-203, U-331, U-561, U-562 и U-564. Они потопили семь судов ("Келвин", "Хокинге", "Инга 1", "Эрато", "Лапланд", "Вротам" и "Нортия"), но это были сравнительно малые сухогрузы, поэтому общий тоннаж составил чуть более 11000 тонн.

Эффективность мер противолодочной обороны британцев с лета неуклонно возрастала, стало больше хорошо сформированных и достаточно прикрытых конвоев, и благодаря взлому шифров "Энигмы" англичане стали отправлять конвои в обход позиций "волчьих стай", а корабли и самолеты поджидали их в засадах.

В начале сентября "стая" из девятнадцати подводных лодок (U-38, U-43, U-81, U-82, U-84, U-85, U-105, U-202, U-207, U-372, U-373, U-432, U-433, U-501, U-552, U-569, U-572, U-575 и U-652) вышла с заданием патрулировать участок между Исландией и Гренладией. В период с 9 по 14 сентября "стая", первоначально состоявшая из четырнадцати подлодок и имевшая кодовое название "Марграве", перехватила конвой SC-42 к юго-западу от Исландии и потопила 16 судов общим тоннажем около 68000 тонн. Две лодки, U-207 и U-501, погибли.

Патрульная группа "Бранденбург" шла в обратном направлении, на восток, в ее состав входили следующие подводные лодки: U-74, U-94, U-373, U-552 и U-562; эта группа, также к юго-западу от Исландии, перехватила конвой SC-44, потопив четыре торговых судна тоннажем более 25000 тонн и один эскортный корабль. Другая стая, под названием "Раубриттер" (U-38, U-82, U-84, U-85, U-93, U-106, U-123, U-133, U-202, U-203, U-569, U-571 и U-577), перехватила конвой SC-52 и также потопила четыре торговых судна общим тоннажем более 17000 тонн. "Стая" попробовала перехватить конвой ONS-33, но не смогла установить с ним контакт.

Конец 1941 года ознаменовался битвой подлодок с крупным конвоем HG-76 в Атлантическом океане, в состав которого входило 32 судна. Хотя его атаковала группа из одиннадцати подводных лодок, удалось потопить всего два транспортных судна тоннажем чуть более 6000 тонн, однако помимо торговых судов удалось потопить эскортный авианосец "Одэсити" и корвет "Стэнли". Пять подводных лодок - U-127, U-131, U-434, U-574 и U-567 - погибли.


1942 год

С января по май 1942 года основной целью подводных лодок являлись суда у побережья США, и сражения с конвоями в Атлантике отошли на второй план. В мае до американцев наконец дошло, что транспортные суда в прибрежной зоне нуждаются в специальном сопровождении, и беззаботное время для немецких подводных лодок закончилось.

В июле 1942 года "стая" из немецких подводных лодок (U-88, U-251, U-255, U-334, U-355, U-376, U-456, U-457, U-657 и U-703) совместно с Люфтваффе практически уничтожила арктический конвой PQ-17, состоящий из 35 судов. Непосредственное охранение осуществлял сильный эскорт из двенадцати кораблей охранения, поблизости находился дополнительный эскорт. 4 июля перед нависшей угрозой со стороны соединения немецких кораблей Британское Адмиралтейство приказало кораблям эскорта следовать в западном направлении, а конвою рассредоточиться и следовать в советские порты самостоятельно, в результате чего 16 судов общим тоннажем более 102000 тонн были уничтожены подводными лодками и восемь - авиацией Люфтваффе.

В августе 1942 года конвой SC-94 атаковала "стая" "Штейнбринк" в составе: U-71, U-176, U-210, U-379, U-454, U-593, U-597, U-607, U-660 и U-704. Было потоплено 11 судов общим тоннажем более 53000 и два повреждено, но при этом две подводные лодки погибли и три получили повреждения. В этом же месяце "стая" под кодовым названием "Лос" атаковала конвои SC-95, SC-100 и ON-122. В "стае" были следующие лодки: U-135, U-174, U-176, U-256, U-259, U-373, U-410, U-432, U-438, U-569, U-578, U-593, U-596, U-604, U-605, U-660, U-705 и U-755. Было потоплено 11 судов из состава этих конвоев общим тоннажем около 52000 тонн.

Конвой PQ-18, отправившийся Северным путем в СССР в начале сентября, потерял 13 судов, из них на счету подводных лодок было три судна общим тоннажем более 19000 тонн; остальные потопила авиация Люфтваффе. После катастрофы PQ-17 и чувствительных потерь судов PQ-18 в операциях по проведению конвоев в СССР наступил перерыв до декабря 1942 года, когда в путь отправился JW-51.

В конце октября - начале ноября тринадцать лодок "стаи" "Фейлхен" (U-71, U-84, U-89, U-132, U-381, U-402, U-437, U-438, U-442, U-454, U-571, U-658, U-704) и присоединившиеся к ним U-520, U-521 и U-522 напали на конвой SC-107, потопив 15 судов общим тоннажем более 82000 тонн, однако три лодки - U-520, U-658 и U-132 - при этом погибли. Таким образом, в результате проведения только этих трех атак было потоплено 40 судов и шесть лодок потеряно.


1943 год

27 декабря конвой ТМ-1, вышедший из Тринидада курсом на Гибралтарский пролив, был перехвачен стаей из двенадцати подводных лодок. В конвой входило девять крупных танкеров, в прикрытии было всего четыре корабля. Первой жертвой стало судно "Виджиланс", которое 3 января повредила U-514; его оставил экипаж и оно было потоплено U-105 24 января 1943 года. "Ольтена" и "Альберт Эллсуорт" были потоплены одним веерным залпом U-436. U-522 записала на свой счет судно "Министр Ведель" и огромный транспорт "Норвик". U-442 потопила "Эмпайр Литтон", а U-620 - поврежденный "Бритиш Доминион". Таким образом, конвой, потеряв семь танкеров общим тоннажем свыше 56000 тонн, был практически уничтожен.

Примерно в это время подводная лодка U-124 готовилась к индивидуальной атаке на конвой TB-1, шедший из Тринидада в Бразилию. В конвой входило 12 судов, в том числе шесть танкеров. Несмотря на недостаток топлива и дистилированной воды для аккумуляторных батарей, 9 января 1943 года U-124 атаковала конвой и потопила один транспорт из подводного и три транспорта из надводного положения общим тоннажем 23500 тонн, после чего ее заметил эскорт и лодке пришлось идти на срочное погружение.

22 февраля 1943 года из Великобритании вышел конвой UC-1. Танкеры, входившие в его состав, шли на балласте, чтобы загрузиться нефтью. Конвой перехватила "стая" (U-43, U-66, U-87, U-202, U-218, U-382, U-504, U-521, U-522, U-558 и U-569), три танкера общим тоннажем более 26000 тонн были потоплены и четыре получили серьезные повреждения.

8 марта подводная лодка U-510 в одиночку напала на конвой балластных судов BT-6 на пути из Бразилии в Тринидад. Она торпедировала восемь судов, причем сухогруз "Келвинбанк" тоннажем 3800 тонн пошел на дно, а "Джордж Мид", "Табита Браун", "Джозеф Родман Дрейк", "Марк Ханна", "Джеймс Смит", "Томас Рафф" и "Джеймс Полк" получили настолько серьезные повреждения, что команды без промедления покинули их; некоторые из брошенных судов потом были спасены.

Во второй половине марта сражения с конвоями достигли своего апогея. 16 и 17 марта "стая" из сорока трех подводных лодок в Атлантическом океане атаковала конвои HX-229 (37 судов) и SC-122 (50 судов), в результате чего первый потерял 13 судов общим тоннажем более 93000 тонн, а второй - 9 судов тоннажем около 53000 тонн. Это были весьма ощутимые потери для союзников.

После катастрофических потерь в мае немецкое командование начало наращивать масштаб операций на дальнем западе. 8 июля U-510 перехватила конвой TJ-1, шедший в Рио-де-Жанейро. В этот крупный конвой входило 20 судов при поддержке пяти кораблей сопровождения. В результате атаки было потоплено два судна общим тоннажем свыше 17000 тонн и поврежден один корабль. В это же время U-185 атаковала конвой BT-18, потопив танкер "Уильям Бойс Томсон" и сухогрузы "Джеймс Робертсон" и "Томас Синниксон" общим тоннажем более 21000 тонн, а также повредив второй танкер "Хант".

20 сентября объединенный караван, составленный из конвоев ON-202 и ONS-18, подвергся нападению стаи из двадцати двух подводных лодок. Завязался бой, в ходе которого было потоплено три эскортных корабля противника и один сильно поврежден; кроме того, были потоплены шесть торговых судов общим тоннажем свыше 36000 тонн. Однако о радости по этому поводу вскоре пришлось забыть - 15 октября, во время атаки на конвой ONS-20, погибло шесть подводных лодок, тогда как противник потерял всего одно грузовое судно водоизмещением около 6600 тонн. В результате за сентябрь-октябрь 1943 года немецким подводным лодкам удалось потопить в Северной Атлантике всего 9 судов из 2468, прошедших в составе конвоев. Карл Дёниц пришел к окончательному выводу, что в сложившихся условиях групповая тактика в операциях против конвоев утратила эффективность. Противолодочная оборона союзников стала настолько сильной, что подводным лодкам редко удавалось приблизиться к конвою, и тем более прорваться сквозь охранение. Количество потопленных судов из состава конвоев не превышало одного корабля, соответственно, и их тоннаж был минимальным. В итоге к началу 1944 года подводные лодки были выведены из северо-западной в северо-восточную Атлантику для самостоятельного патрулирования по дуге примерно в 250 милях западнее Британских островов - здесь были короче маршруты выхода в районы патрулирования, а продолжительность пребывания в боевом походе несколько увеличилась.


1944 год

С наступлением 1944 года Гитлер потребовал от штаба флота продолжения действий против конвоев, называя подводные лодки в Атлантике своей первой линией обороны. В январе и феврале 1944 года в Атлантике были сформированы несколько групп, результаты действий которых были более чем скромными. Наиболее крупными из них были "стаи" "Рюген", состоявшая из тридцати одной лодки и действовавшая с 7 по 26 января западнее и юго-западнее Британских островов, и "стая" "Пруссия", также состоявшая из тридцати одной лодки и действовавшая с 22 февраля по 22 марта в тех же районах. Перед последней была поставлена задача атаковать конвой ON-225, однако его курс был изменен и конвой направили в обход района развертывания лодок. Подводные лодки первой группы успехов не добились, а лодки второй группы потопили танкер водоизмещением 10342 тонны, десантное судно водоизмещением 1625 тонн и три боевых корабля охранения союзников общим водоизмещением 3407 тонн. С апреля 1944 года групповые действия немецких подводных лодок на маршрутах движения конвоев в Северной Атлантике прекратились.

С начала 1944 года действия против конвоев союзников развернулись и в арктических водах. В январе из состава конвоя JW-56A подводными лодками U-278, U-716 и U-957 было потоплено три транспортных судна типа "либерти" и "виктори" общим тоннажем 21530 тонн и подлодкой U-360 был поврежден британский эсминец "Обдъюрэйт", также в январе из состава конвоя JW-56B подводной лодкой U-278 потоплен британский эсминец "Харди", в феврале из состава конвоя JW-57 подлодке U-990 удалось потопить британский эсминец "Мэхратта", в марте из состава конвоя RA-57 подводной лодкой U-703 был потоплен транспорт водоизмещением 7062 тонны, а в апреле из состава конвоя RA-59 подлодкой U-307 - транспортное судно типа "либерти" водоизмещением 7176 тонн. Далее в движении арктических конвоев JW-RA с мая до середины августа был совершен перерыв в связи с предстоящей высадкой союзных войск в Нормандии. Начиная с апреля 1944 года и до капитуляции Германии действия немногочисленных "волчьих стай" проводились только против конвоев в Арктике.

С августа 1944 года движение арктических конвоев JW-RA было возобновлено. В августе из состава конвоя JW-59 подводной лодке U-344 удалось потопить британский эскортный миноносец "Кайт", а в сентябре из состава конвоя RA-60 подлодкой U-310 были потоплены два транспортных судна типа "либерти" общим тоннажем 14395 тонн. В октябре-ноябре на маршрутах движения арктических конвоев начали действовать подводные лодки, оснащенные шноркелями, и с этого момента группы лодок начали разворачиваться на небольшом удалении от входа в Кольский залив. По этой причине немецким подводным лодкам оказывается намного проще атаковывать конвои RA, выходящие из Мурманска, чем перехватывать конвои JW, идущие от Британских островов. В результате этого из состава конвоев RA-61 в ноябре и RA-62 в декабре соответственно подводным лодкам U-295 и U-365 удалось нанести повреждения британским боевым кораблям охранения - фрегату "Мунсей" и эсминцу "Кассандра".


1945 год

В 1945 году групповые действия немецких подводных лодок в арктических водах были продолжены. В январе конвоям JW-63 и RA-63 удалось избежать обнаружения немецкой разведкой. В феврале из состава конвоя JW-64 подводной лодке U-992 удалось повредить без восстановления британский корвет "Денби Касл", также в феврале из состава конвоя RA-64 подлодкой U-711 был потоплен корвет "Блюбелл", а подлодкой U-968 потоплено транспортное судно типа "либерти" водоизмещением 7176 тонн и поврежден без восстановления эскортный миноносец "Ларк", в марте из состава конвоя JW-65 подводной лодкой U-995 было повреждено без восстановления транспортное судно типа "либерти" водоизмещением 7176 тонн, а подводной лодкой U-968 были потоплены транспортное судно типа "либерти" водоизмещением 7210 тонн и британский эскортный миноносец "Лэпвинг". Последнее нападение на арктический конвой "стаи" "Фауст", состоявшей из девяти подводных лодок, произошло в конце апреля 1945 года. Однако в ходе атаки конвоя RA-66 только подводной лодке U-286 удалось потопить один из боевых кораблей охранения - британский фрегат "Гудалл". Одна из лодок - U-427 - выдержала самую интенсивную атаку за всю войну: на нее было сброшено в общей сложности 678 глубинных бомб.

Всего в 1943-45 годах через воды Крайнего Севера прошел 21 конвой JW (в восточном направлении), который состоял из 552 торговых судов, и 20 конвоев RA (в западном направлении) в составе 492 судов. Рост эффективности противолодочной обороны подтверждается следующим фактом: только девять судов RA были потоплены подлодками и лишь два - Люфтваффе, а конвои JW потеряли всего пять судов. Потери подлодок при нападении на конвои JW-RA по сравнению с конвоями PQ-QP были несоизмеримо выше, девять лодок были уничтожены кораблями охранения конвоев RA и семь - JW.