"ВОЛЧЬИ СТАИ" НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Снабжение подводных лодок в море

В период между войнами Дёниц развил тактическую теорию групповых нападений. Став во главе подводного флота Кригсмарине, он испробовал концепцию "волчьих стай" - координированных ударов групп подлодок, действующих на океанских просторах.

Дёниц представлял себе группы из 6-9 развернутых широким строем подводных лодок, действующие по всей Атлантике. Как только конвой был обнаружен, нашедшая его лодка становилась наводчиком для всей остальной группы. Только собравшись, группа должна была атаковать ночью из надводного положения, когда низкий силуэт делал подводные лодки практически невидимыми, а их надводный ход в 15 узлов оказывался значительно выше средней скорости конвоев в 7-9 узлов и сравним со скоростью большинства кораблей противолодочного эскорта. В течение дня лодки должны были двигаться на поверхности впереди конвоя до новых атак следующей ночью.

Тактика "волчьих стай", впервые проверенная экспериментально группой из трех лодок в октябре 1939 года, была принята для широкого использования. В первые годы войны подводных лодок для формирования "волчьих стай" не хватало, но с 1941 года командование уже могло создавать полноценные группы, а в марте 1943 года конвои HX-229 и SC-122 атаковала "стая" из сорока трех подводных лодок.


"ВОЛЧЬЯ СТАЯ" "ВЕСТ"

Сформированная в июне 1941 года из лодок 7-й, 1-й и 2-й флотилий, она включала в себя одиннадцать подводных лодок VII серии (U-46, U-48, U-73, U-75, U-77, U-101, U-204, U-553, U-557, U-558 и U-751) и четыре - IX серии (U-43, U-66, U-108 и U-111).

Собравшись в районе Ньюфаундленда, группа развернулась в северо-восточном направлении, образуя длинную линию в центре Северной Атлантики. Ни один конвой ей так и не встретился, однако ко дну были пущены несколько следовавших без охраны одиночных транспортов. 24 июня 1941 года U-203 (не входившая в состав группы "Вест") засекла южнее Гренландии следовавший из Ливерпуля в Северную Америку конвой OB-336 в составе 24 судов. Воспользовавшись подвернувшимся шансом, U-203 атаковала и потопила одно судно тоннажем 4900 тонн.

U-75, U-101, U-108, U-553 и U-558 из группы "Вест" получили приказ выйти на перехват и сблизились с конвоем, чтобы "вести" его. Однако 25 июня подводные лодки U-75 и U-108 потопили всего по одному кораблю, прежде чем потеряли транспортные суда в тумане.

На исходе июня группа "Вест" вместе с некоторыми свободными лодками получила приказ двигаться в восточном направлении после того, как бомбардировщик Fw-200 "Кондор" засек конвой OG-66 в составе 55 судов, следовавший из Ливерпуля в Гибралтар, примерно в 500 км западнее Ирландии. 30 июня и 1 июля авиация вновь засекла караван, но "волчья стая" не сумела приблизиться к нему из-за плохой видимости, вызванной туманом и плохой погодой.


"ВОЛЧЬЯ СТАЯ" "ЗЕЕРАУБЕР"

"Волчья стая" "Зеераубер" была сформирована в конце 1941 года и включала в себя подводные лодки VII серии U-71, U-434 и U-574, и лодки IX серии U-67, U-107, U-108, U-127 и U-131. Этой группе предстояло перехватить конвой HG-76, вышедший 14 декабря из Гибралтара и насчитывавший в своем составе тридцать два судна. Его непосредственное охранение состояло из двух шлюпов и семи корветов, а поблизости находилась боевая группа, включавшая первый британский эскортный авианосец "Одэсити" и три эсминца.

Выход конвоя HG-76 обеспечивался четырьмя эсминцами гибралтарской базы, которые 15 декабря сумели найти и потопить U-127. Спустя сутки караван, о котором Карл Дёниц знал благодаря U-74, шедшей в Средиземное море, был обнаружен разведывательным самолетом Fw-200 "Кондор". Утром 17 декабря самолеты с авианосца обнаружили три преследующие подводные лодки и без труда заставили их погрузиться. Эскортные корабли нанесли повреждения U-131, которая впоследствии всплыла и сразу же была затоплена экипажем. Спустя сутки кораблями эскорта была потоплена U-434. Попытки нескольких лодок "стаи" "Зеераубер" атаковать конвой из-под воды успехом не увенчались, за исключением U-108, торпедировавшей один транспорт и впоследствии добитый огнем кораблей охранения.

Только в ночь на 19 декабря U-574 смогла потопить эсминец "Стэнли", но тут же была уничтожена контратакой шлюпа "Сторк" под командованием командира эскортной группы капитана Уокера. Дальнейшие попытки подводных лодок атаковать суда HG-76 оставались безуспешными вплоть до ночи на 22 декабря.

С прибытием трех подводных лодок VII серии U-71, U-567 и U-751 сражение разгорелось с новой силой. В ночь на 22 декабря U-751 добилась потопления эскортного авианосца "Одэсити", а U-567 - одного из транспортных судов. Впрочем, последняя практически сразу была уничтожена глубинными бомбами кораблей охранения. Все последующие атаки подводных лодок, продолжавшиеся вплоть до вечера 22 декабря, отражались эскортом с неизменным успехом.


"ВОЛЧЬЯ СТАЯ" "ШТЕЙНБРИНК"

"Волчья стая" "Штейнбринк", сформированная в начале августа 1942 года в Северной Атлантике, включала в себя подлодки VII серии U-71, U-210, U-256, U-379, U-454, U-552, U-593, U-595, U-597, U-605, U-607, U-660 и U-704, а также U-176 IX серии. Подводные лодки этой стаи с 5 по 11 августа провели нападение на конвой SC-94.

Этот конвой был обнаружен лодкой U-593 5 августа в тот момент, когда его походный ордер оказался расстроенным из-за тумана. Вечером этой подлодке удалось потопить одно транспортное судно, но из-за начавшегося преследования она потеряла контакт. На следующий день штаб BdU приказал восьми лодкам "стаи" "Штейнбринк" провести атаку, однако эскорту из одного эсминца и пяти корветов удалось сорвать нападение, при этом U-210 была протаранена канадским эсминцем "Ассинибойн" и потоплена, а U-454 и U-595 получили повреждения.

С 7 августа "стаю" усилили шесть подводных лодок, высланных из французских портов, однако даже несмотря на это эскорт сумел отразить все атаки. Днем 8 августа U-176 и U-379, воспользовавшись разрывом в цепи охранения, смогли выйти на позицию атаки и из подводного положения потопить три и два транспорта соответственно, при этом команды трех неповрежденных судов поддавшись панике покинули свои корабли, и один из них на следующий день был потоплен U-176. Вечером погода испортилась и видимость достигла полутора миль. В это же время U-379 была выслежена корветом "Дайэнтес", который после трехчасового преследования заставил лодку всплыть на поверхность и потопить ее тараном.

9 августа конвой HG-76 вошел в радиус прикрытия береговой авиации, после чего к эскорту присоединились бомбардировщики дальнего радиуса действия, а также два эсминца из командования охраны Западных подходов. Воспользовавшись этим, корабли эскорта, широко используя радиопеленгаторные станции, начали преследовать лодки и на большом удалении от конвоя. Тем не менее, на следующий день U-438 и U-660 сумели занять выгодные позиции и отправить на дно еще четыре транспортных судна.

11 августа, столкнувшись с новым усилением эскортных сил во взаимодействии с базовой авиацией, Дёниц распорядился прекратить операцию. Ее итог - одиннадцать потопленных судов общим водоизмещением 53421 брт за две потопленные лодки - командующий оценил как "нетерпимый результат".


"ВОЛЧЬЯ СТАЯ" "АЙСБЭР"

"Волчья стая" "Айсбэр" ("Белый медведь") была сформирована в августе 1942 года и представляла собой целенаправленно созданное соединение 2-й флотилии, первоначально состоящее из четырех подводных лодок IX серии: U-68, U-156, U-172 и U-504. Эти лодки вместе отправились в путь к южно-африканским водам. По пути они атаковали конвой SL-119 вблизи испанского побережья, из состава которого 27 августа U-156 потопила одно судно тоннажем 5900 тонн; после этого лодки действовали отдельно, договорившись о рандеву в Южной Атлантике.

Вечером 12 сентября 1942 года U-156 потопила лайнер "Лакония" северо-восточнее острова Вознесения. 16 сентября она была атакована американским бомбардировщиком "Либерейтор" с авиабазы на острове Вознесения. U-159, уже действовавшая в центре Атлантики, получила приказ присоединиться к лодкам группы "Айсбэр" вместо U-156, отправившейся обратно в Лорьян и прибывшей в порт 16 ноября.

После дозаправки от подводного танкера U-459 в заранее условленном месте южнее острова Святой Елены четыре подводные лодки в начале октября вышли в район боевых действий неподалеку от мыса Доброй Надежды.

Вдалеке от основных маршрутов торговые корабли все еще отправлялись в плавания самостоятельно. На протяжении следующих шести недель лодки группы "Айсбэр" патрулировали южно-африканское побережье в Индийском океане на север вплоть до Дурбана и потопили в общей сложности 24 судна.

К середине ноября лодки в основном израсходовали торпеды и получили приказ вернуться в Лорьян. 11 декабря 1942 года в порт пришла U-504, 12 декабря за ней - U-68, U-172 возвратилась 27 декабря, а U-159 - 5 января 1943 года.


"ВОЛЧЬИ СТАИ" "ФАЛЬКЕ", "ГАБИХТ" И "ГАУДЕГЕН"

Группы "Фальке" и "Габихт" были сформированы в районах западнее Ирландии в конце 1942 года. Располагая тридцатью одной лодкой, две группы могли нанести серьезный урон даже самому хорошо защищенному конвою. В их состав были включены подводные лодки VII серии U-69, U-71, U-201, U-226, U-257, U-268, U-303, U-333, U-383, U-384, U-403, U-404, U-414, U-438, U-441, U-444, U-563, U-572, U-584, U-606, U-607, U-613, U-624, U-631, U-632, U-704, U-706 и U-752, и лодки IX серии U-167, U-186 и U-525.

Однако благодаря перехватам радиограмм подводников и взлому шифров специалистами из "Ультры" союзники располагали почти такой же полной информацией о дислокации "стай", как и немецкое командование во Франции, поэтому конвои направлялись в обход сосредоточений подводных лодок.

В январе 1943 года обе группы получили приказ переместиться в западном направлении и попытаться перехватить следовавшие на запад конвои ON. Лодки объединились в новую группу "Гаудеген", которая контролировала 300 миль морского пространства к юго-востоку от мыса Фарвель (Гренландия). Несколько караванов попали в поле зрения отдельных лодок, и небольшие группы субмарин из "Гаудеген" отправились на перехват конвоев SG-19, HX-223 и SC-118.

Несмотря на большое количество подводных лодок, находящихся на боевом патрулировании, ни одна не смогла вступить в бой с конвоем, отчасти из-за умелого уклонения союзных караванов от столкновения с врагом, но в немалой степени и из-за плохой погоды, стоявшей в Северной Атлантике в январе 1943 года.


"ВОЛЧЬЯ СТАЯ" "РИТТЕР"

"Волчья стая" "Риттер" включала в себя подводные лодки VII серии U-332, U-377, U-454, U-468, U-603, U-623, U-628, U-653 и U-753, и U-529 IX серии, являясь одной из трех "стай" наряду с группами "Кнаппен" и "Нептун", которые были направлены против конвоя ON-166 в феврале 1943 года.

Эти три "стаи" получили "наводку" на конвой ON-166, обнаруженный в центральных районах Атлантики, 20 февраля 1943 года от действовавшей самостоятельно U-604. Эскорт сумел отогнать "ведущую" конвой лодку прежде, чем "волчьи стаи" успели сосредоточиться для нападения.

Однако на следующий день подводные лодки вышли на позиции. На протяжении следующих пяти суток в районе по соседству с водами Ньюфаундленда ON-166 потерял 14 судов общим тоннажем более 88000 тонн; три подлодки из всех "волчьих стай" (U-529, U-606 и U-623) были потоплены.


"ВОЛЧЬИ СТАИ" "ШТАР", "ШПЕХТ" И "ФИНК"

"Волчья стая" "Штар" была сформирована в апреле 1943 года и включала в себя группу "Майзе", которая "охотилась" к юго-востоку от Гренландии вместе с рядом новых подлодок. Группа получила приказ патрулировать на маршрутах южнее Исландии с целью перехватывать следующие в западном направлении конвои. Конвой ONS-5 проходил через самый северный район патрулирования, однако плохая погода сократила количество установивших контакт с конвоем лодок до пяти, в результате чего подводной лодкой U-258 был потоплен всего один корабль водоизмещением 6198 брт. 1 мая лодки "стаи" "Штар" были переброшены на перехват SC-128, следовавшего в восточном направлении; его засекли, но потеряли подводные лодки группы "Шпехт" из девятнадцати лодок. Общее соединение "волчьих стай" под названием "Финк" насчитывало двадцать восемь подводных лодок: лодки VII серии U-209, U-226, U-231, U-260, U-264, U-270, U-358, U-378, U-381, U-413, U-438, U-552, U-584, U-614, U-628, U-630, U-648, U-650, U-662, U-707, U-732 и U-954, и лодки IX серии U-125, U-168, U-192, U-514, U-531 и U-533.

В ходе поисков SC-128 лодки группы "Финк" вновь повстречали конвой ONS-5 из сорока двух кораблей, который задержался из-за шторма и возвращался в Северную Америку в сопровождении эскортной группы В7 коммандера Питера Греттона, позднее получившей усиление от 1-й и 3-й групп поддержки.

В начале мая расшифровки "Ультры" и пеленг радиограмм обеспечили британцев данными о готовящемся нападении на ONS-5 грозной "волчьей стаи". Сражение развернулось 4 мая, когда подводная лодка U-125 потопила отставшее судно "Лорьян". В ночь с 4 на 5 мая лодки набросились на конвой, при этом операцией руководил из своего штаба лично гросс-адмирал Дёниц, однако эскорт эффективно сдерживал натиск подлодок, в результате чего те переключились на дневные атаки из подводного положения.

5 мая, воспользовавшись штормовой погодой, которая создавала помехи радарам эскортных кораблей, подводные лодки потопили 11 судов общим водоизмещением 51023 брт, но это событие стало последним крупным достижением немецких подводников. При установлении среднего волнения в спустившемся тумане в ночь на 6 мая эскорт конвоя атаковал подводные лодки, пять уничтожил (U-630, U-192, U-125, U-531 и U-438), а семь сильно повредил. Вследствие столь серьезных потерь Карл Дёниц приказал прекратить операцию и 7 мая распустил "волчьи стаи" "Финк" и "Амсель".


"ВОЛЧЬЯ СТАЯ" "ЛЁЙТЕН"

Несмотря на большие потери, осенью 1943 года Дёницу все еще удавалось проводить эффективные атаки на путях следования конвоев. 15 сентября 1943 года подводные лодки, находившиеся на задании в Северной Атлантике, получили приказ создать патрульный заслон "Лёйтен", линия которого протянулась к югу и юго-западу от Исландии. Этой "стае" предстояло получить усиление от ряда других лодок, которые произвели дозаправку севернее Азорских островов от приданного группе подводного танкера U-460; в ее состав были включены подводные лодки VII серии U-229, U-238, U-260, U-270, U-275, U-305, U-338, U-341, U-377, U-378, U-386, U-402, U-413, U-422, U-584, U-603, U-641, U-645, U-666, U-731, U-758, U-952 и U-963.

20 сентября около мыса Фарвель (Гренландия) U-270 заметила следовавший в западном направлении конвой ON-202. Лодки стаи "Лёйтен" еще не вышли на позиции, поэтому они с максимальной скоростью устремились к ON-202, который на протяжении ночи слился с конвоем ONS-18. Адмиралтейство, своевременно прочитав радиообмен противника, развернуло в океане дополнительные силы охранения - объединившиеся конвои прикрывали две эскортные группы и одна группа поддержки, насчитывающие в своем составе в общей сложности двадцать один эскортный корабль.

В ночь с 20 на 21 сентября большая часть подлодок избрала в качестве мишени эскорт, чтобы затем беспрепятственно уничтожить "торговцев", а пять лодок провели нападение на транспортные суда. Вооруженным акустическими торпедами подводным лодкам удалось уничтожить всего два и повредить один эскортный корабль, но спустившийся туман привел к тому, что 21 сентября подлодки утратили контакт с караваном. Когда во второй половине дня 22-го пелена рассеялась, пять лодок вновь заметили караван и попытались перейти в атаку, но были отброшены.

Ночью 23 сентября был уничтожен еще один эскортный корабль, но операцию вскоре отменили, когда видимость ухудшилась, а конвой вошел в зону действия базировавшейся на Ньюфаундленде авиации. Кроме потерь эсминца, фрегата и корвета, немецкие подводники уничтожили шесть транспортных судов общим водоизмещением 36422 брт (пять из них - 23 сентября) и повредили еще один. U-341 была потоплена за день до обнаружения ON-202, а U-229 и U-338 - во время атаки на конвой.


ГРУППА "МОНЗУН"

Предложение организовать базирование германских подводных лодок в Малайе для действий в Индийском океане впервые выдвинули японцы в декабре 1942 года, но ввиду отсутствия источников снабжения и поддержки для таких баз идея была отклонена. Между тем в 1943 году отношение немцев к проблеме изменилось, и 5 апреля 1943 года было решено отправить в Пенанг U-178 под командованием корветтен-капитан Вильгельма Доммеса с целью оборудования там базы. U-511 вышла в плавание 10 мая, но в конечном счете была передана Японии 16 сентября 1943 года в обмен на каучук.

Когда в мае 1943 года соотношение сил в противостоянии в Атлантике заметно изменилось в пользу союзников, было окончательно решено расширить районы подводной войны на Индийский океан. Лодки дальнего радиуса действия, находящиеся в боевых походах около Южной Африки, получили приказ принять доснабжение и были направлены в Аравийское море. Предполагалось развернуть там еще больше лодок, прибытие которых ожидалось на исходе сезона муссонов в сентябре 1943 года; именно по этой причине группа получила наименование "Монзун".

Ожидалось, что группа "Монзун" посеет такие же хаос и разрушение в Индийском океане, как вблизи американского побережья в первые месяцы 1942 года, но из назначенных в группу одиннадцати лодок IX серии (U-168, U-183, U-188, U-200, U-506, U-509, U-514, U-516, U-532, U-533 и U-847) фактически лишь пять подводных лодок (U-168, U-183, U-188, U-532 и U-533) благополучно совершили переход в Индийский океан, где их заправил топливом танкер, пришедший из Пенанга.

Когда же они наконец оказались в Индийском океане, результаты получились далеко не обнадеживающими, в значительной мере по причине действий союзной разведки, сумевшей информировать командование о схеме развертывания немецких подлодок, что в свою очередь позволяло своевременно направлять транспортные суда в обход районов их действий.

В основном лодки группы "Монзун" входили в состав 12-й флотилии, но в сентябре 1944 года они номинально были переданы в состав 33-й флотилии, которая была сформирована во Фленсбурге.


"ВОЛЧЬЯ СТАЯ" "ПРУССИЯ"

В январе и феврале 1944 года было сформировано несколько стай, действия которых практически не добились успехов. Навести лодки на обнаруженный конвой было невозможно, так как командиры подводных лодок прекрасно осознавали, что их жизнь напрямую зависит от соблюдения режима "радиомолчания".

Последняя "волчья стая" в Атлантике была сформирована 22 февраля 1944 года и получила название "Пруссия". В ее состав входили тридцать подводных лодок VII серии (U-91, U-92, U-212, U-255, U-256, U-262, U-267, U-281, U-302, U-311, U-358, U-415, U-437, U-441, U-448, U-575, U-603, U-608, U-625, U-653, U-667, U-672, U-709, U-741, U-744, U-764, U-962, U-963, U-985 и U-986) и одна - IX серии (U-549).

Перед лодками этой "волчьей стаи" ставилась задача атаковать конвой ON-225, но союзники, узнав о районе развертывания немецких подлодок, направили караван в обход опасного места. "Стая" действовала в Атлантике до 22 марта, после чего была расформирована для усиления групп подводных лодок "Landwirt" (Франция) и "Mitte" (Норвегия), которые предназначались для отражения возможной высадки союзников в Европе.


"ВОЛЧЬИ СТАИ" "КАЙЛЬ" И "ДОННЕР"

Группы "Кайль" и "Доннер" представляли собой две "волчьи стаи", созданные в конце марта 1944 года с целью атаковать следовавшие в восточном направлении арктические конвои с грузами для Советского Союза. Они включали в себя следующие подводные лодки VII серии: U-277, U-278, U-307, U-313, U-315, U-347, U-354, U-361, U-362, U-636, U-674, U-703, U-711, U-716, U-739, U-959 и U-990.

Эти "стаи" получили задание осуществлять патрулирование в районах у кромки пакового льда южнее острова Медвежий. Ни один из следовавших в восточном направлении конвоев замечен не был, однако вечером разведывательный самолет Люфтваффе засек идущий в западном направлении конвой RA-59.

Группам "Доннер" и "Кайль" было приказано атаковать, и во второй половине дня 30 апреля они установили контакт с конвоем, но только U-307 смогла проложить себе путь к транспортным кораблям, потопив американский сухогруз "Уильям С. Тэйер" водоизмещением 7176 тонн. На протяжении двух следующих суток объединившаяся "волчья стая" днем и ночью бросалась на конвой, но без всякого успеха. Моряки слышали несколько взрывов, но во всех случаях торпеды детонировали, не поразив ни одной цели.

На этом этапе войны конвои обычно прикрывались одной или более группами эскортных авианосцев, поэтому неудивительно, что самолеты "Суордфиш" с британского эскортного авианосца "Фенсер" добились хороших результатов: 1 мая была потоплена U-277, а на следующий день - U-959 и U-674.


"ВОЛЧЬЯ СТАЯ" "ГРАЙФ"

Летом 1944 года немецкое командование возобновило действия подводных лодок в Карском море. В начале августа "волчья стая" "Грайф" (U-278, U-362, U-365, U-711, U-739 и U-957) была направлена для действий в этом районе. Подводные лодки заняли позиции в основных районах коммуникаций - восточнее новоземельских проливов и в районе Диксона.

Вечером 12 августа в 60 милях западнее острова Белый U-365 обнаружила караван БД-5 и торпедировала единственный входивший в его состав транспорт - пароход "Марина Раскова" водоизмещением 7540 брт, перевозивший военнослужащих и полярников. Вскоре были торпедированы тральщик Т-118 и Т-114, а третий тральщик, Т-116, вместо поиска подводной лодки оставил пароход "Марина Раскова" и ушел в Хабарово, после чего ночью 13 августа U-365 потопила поврежденное судно двумя торпедами.

Остальные подводные лодки "волчьей стаи" действовали менее успешно. U-711 получила ледовые повреждения и была вынуждена вернуться в базу, предварительно передав топливо на другие подлодки, а U-957 26 августа в районе острова Белуха уничтожила артиллерийским огнем гидрографическое судно "Норд" и также была вынуждена вернуться в Хаммерфест (Норвегия) для устранения повреждений. Утром 5 сентября тральщик Т-116 во время проведения операции по поиску "Норда" обнаружил в шхерах Минина подлодку U-362 и потопил ее глубинными бомбами.

К середине сентября состав группы "Грайф" изменился за счет возвращения U-711, U-957 и ухода U-278. "Стая" продолжала оставаться в районе между шхерами Минина и островами Нансена, ожидая конвои, направлявшиеся из моря Лаптевых и обратно. Первым нападению лодки U-711 21 сентября подвергся эскорт конвоя ВД-1, ожидавший у острова Русский три транспортных судна и состоящий из пяти тральщиков и двух сторожевых кораблей, однако все шесть выпущенных торпед не сработали. На следующий день на конвой напали подводные лодки U-739 и U-957, и также безуспешно. В ночь на 23 сентября U-957 потопила акустической торпедой сторожевой корабль "Бриллиант", а 24 сентября U-739 двумя торпедами - тральщик Т-120. В этот же день конвой ВД-1 прибыл в в Диксон, и израсходовавшие почти все торпеды подводные лодки "стаи" "Грайф" прекратили преследование. 25 сентября лодки U-711, U-957 и предположительно U-739 высадили десант из двадцати пяти человек на мысе Стерлигова, захвативший советскую полярную станцию. Через двое суток подлодки с пятью пленными зимовщиками на борту покинули Карское море и до конца войны в этом районе больше не появлялись.