РАЙОНЫ БОЕВЫХ ОПЕРАЦИЙ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Атака U-848 типа IXD2

Боевые операции немецких подводных лодок охватили за небольшим исключением всю Атлантику и непосредственно примыкающую к бассейну Атлантического океана юго-западную часть Индийского океана. Основные боевые действия подводных лодок начались на подходах к Британским островам и распространились по всему Атлантическому океану от Европейских берегов до берегов Америки и Африки. Подводные лодки действовали в Средиземном и Черном морях, в Карибском море и Мексиканском заливе. При проведении операций против северных конвоев немецкие подлодки заходили в Арктику, в Баренцево и Карское море. Небезопасными для торгового мореплавания были южная часть Атлантики, Индийский океан и даже подходы к портам на северном и западном побережье Австралии.




1939 год

В августе 1939 года, непосредственно перед началом войны, в плавании находилось всего 8 подводных лодок: 5 малых прибрежных (II серии) и 3 океанских (VII серии). 26 сентября Британия объявила блокаду Германии, которая в ответ решила блокировать Британские острова, хотя бы и с помощью небольшого отряда лодок.

Первая зарегистрированная групповая атака была проведена в октябре 1939 года. На перехват британских конвоев было направлено шесть подводных лодок. Изначально в отряд должно было входить девять лодок, но две (U-34 и U-26) стояли на ремонте в сухом доке, а U-47 под командованием Гюнтера Прина была направлена в Скапа-Флоу. Три лодки - U-40, U-42 и U-45 - пострадали от противника в пути. Таким образом, боеспособными оказались лишь три лодки: U-37, U-25 и U-48. Они добились определенного успеха - потопили три транспортных судна из состава конвоя HG-3.

Несмотря на ограниченную численность лодок, в течение первых недель войны подводные лодки добились немалых успехов. 17 сентября U-29 потопила авианосец "Корейджес", что заставило англичан отказаться от идеи усиления конвойных эскортов за счет включения в их состав авианосцев, а 14 октября U-47 в акватории базы Королевских ВМС в Скапа-Флоу уничтожила линкор "Ройял Оук".

С начала войны до конца 1939 года было потоплено 147 судов противника общим тоннажем около 700000 тонн. Из них 100 шли самостоятельно и только 22 - в составах конвоев, остальные 25 подорвались на минах, поставленных подводными лодками.


1940 год

В течение 1940 года подводные лодки продолжали действовать на западных и юго-западных подходах к Британским островам и частично на атлантических коммуникациях. В марте и апреле целенаправленных операций против торгового судоходства было мало, потому что большая часть подводных лодок была выделена для участия в операции вторжения в Норвегию "Везерюбунг". Подводные лодки должны были дежурить у входов в норвежские фьорды, чтобы воспрепятствовать действиям союзников. В зоне дежурства в поле зрения лодок появлялось немало британских кораблей, в том числе и боевых, но из-за многочисленных отказов немецких торпед им удалось избежать потопления.

В результате успешного завершения летней западной кампании Кригсмарине достался ряд французских военно-морских сооружений - идеальных мест для размещения баз подводных лодок, поскольку при этом обеспечивался прямой путь в Атлантику в обход зон, усиленно патрулируемых силами Королевского ВМФ. Благодаря существенному выигрышу во времени увеличился и радиус действия подводных лодок, и теперь они могли выходить патрулировать в более отдаленные районы Атлантики. Базы, созданные в Норвегии, обеспечили прямой выход в Северное море и в Атлантику - через северо-западные проходы.

С января по май 1940 года было потоплено 126 кораблей союзников общим водоизмещением свыше 500000 тонн, а с июня по декабрь 1940 года немецкие подводные лодки потопили более 360 судов противника общим тоннажем почти 2000000 тонн. Этот период немцы называли "первым счастливым временем", когда лодки заходили далеко в Атлантику, бесцеремонно разделываясь с конвоями, идущими почти без сопровождения.


1941 год

"Первые счастливые времена" довольно резко закончилось в марте 1941 года: после периода поразительно низких потерь немецкий подводный флот лишился сразу трех выдающихся асов: Прина, Шепке и Кречмера. Лодка Гюнтера Прина U-47 погибла вместе со всем экипажем в ночь с 7 на 8 марта, атакуя конвой ОВ-293, а лодки Шепке (U-100) и Кречмера (U-99) были уничтожены в ночь с 16 на 17 марта при атаке конвоя НХ-112. Кречмера и большую часть его экипажа спасли; остаток войны он провел в лагере для военнопленных.

С марта 1941 года действия подводных лодок постепенно переносятся на просторы Атлантического океана, в районы к востоку от южных берегов Гренландии и Исландии до берегов Экваториальной Африки. На северо-западных подходах к Британским островам в этот период продолжало действовать незначительное число подводных лодок, так как немцы в этом районе возложили борьбу с морскими перевозками на авиацию.

Весной и летом 1941 года подводный флот ничем особенным себя не проявил, хотя Дёниц разрешил лодкам выходить в более отдаленные районы - в срединную и даже Южную Атлантику. Немцы не подозревали, что превосходство уже переходит к англичанам, начавшим устанавливать радары на корабли сопровождения; до этого времени лодки в надводном положении заметить было трудно.

В мае произошло событие, катастрофическое по последствиям для немецких подводников. 9 мая 1941 года лодка U-110 (командир Фриц-Юлиус Лемп), атакованная южнее Исландии британскими эсминцами "Бульдог", "Бродвей" и корветом "Обретия", получила серьезные повреждения и была вынуждена всплыть. Добровольцам из отряда захвата удалось проникнуть на борт лодки и захватить шифровальную машину "Энигма", что позволило англичанам начать дешифрование радиограмм командования подводными лодками, содержащих приказы на патрулирование секторов или встречу с танкерами. Благодаря взлому шифров "Энигмы" британцы стали отправлять конвои в обход "волчьих стай", а корабли и самолеты поджидали подлодки в засадах. Кроме того, захват U-110 и судна метеоразведки "Bremen" позволил британцам уничтожить основу немецкой системы снабжения в центральной части Атлантического океана: с 28 мая по 15 июня 1941 года было потоплено 10 танкеров, судов снабжения и метеоразведки.

Начиная с сентября 1941 года, Карл Дёниц начал направлять подводные лодки в Средиземное море через Гибралтарский пролив. В общей сложности в Средиземное море сумели выйти 26 лодок, через несколько дней четыре из них были потоплены. Операции против конвоев этом районе не имели большого успеха, однако были уничтожены следующие британские боевые корабли: 13 ноября Гуггенбергер (U-81) торпедировал британский авианосец "Арк Ройял", который затонул на следующий день, 25 ноября Тизенгаузен (U-331) потопил линкор "Бархэм", а 14 декабря Паульсен (U-557) - крейсер "Галатея".

После вступления в войну США подводный флот Германии в день Рождества начал операцию "Паукеншлаг". К побережью Северной Америки были направлены пять лодок IX серии (U-66, U-109, U-123, U-125 и U-130); им предстояло скрытно приблизиться к американскому побережью и нанести серьезный урон торговому судоходству союзников.

В течение 1941 года было проведено около 30 атак против союзных конвоев. В 17 из них подводным лодкам либо вообще не удавалось установить контакты с конвоями, либо они не могли потопить ни одного судна после обнаружения конвоя. За весь 1941 год подводные лодки потопили 445 судов общим тоннажем примерно 2171000 тонн.


1942 год

Пять лодок IX серии пришли к побережью США в середине января 1942 года. Всего за две недели эти пять подводных лодок потопили 20 судов общим тоннажем 150000 тонн. В период с января по май 1942 года численность лодок, действующих у побережья США, возросла до 30. Эта группа потопила 360 судов общим тоннажем 2250000 тонн. В данный период, названный немцами "вторыми счастливыми временами", они потеряли всего восемь лодок.

К маю 1942 года от первоначальных крупных успехов операции "Паукеншлаг" не осталось и следа, так как американские силы и средства противолодочной обороны становились все более эффективными и организованными. Поэтому немецкие подводные лодки переключились на Карибское море и там в период с июня по декабрь провели одну из самых успешных операций. В общей сложности в Карибском море действовало 97 подводных лодок (59 лодок IX серии и 38 лодок VII серии); здесь погибло 17 подводных лодок (еще семь были потоплены по пути сюда или при возвращении). Помимо немецких, в этих водах также действовали шесть итальянских подводных лодок, однако они не добились крупных успехов.

Первым этапом кампании была операция под кодовым названием "Нойланд", продолжавшаяся с февраля по март 1942 года; она длилась всего четыре недели и за это время было потоплено 41 судно общим тоннажем 222650 тонн, в том числе несколько крупных танкеров, и 11 транспортов получили повреждения. Второй этап этой кампании начался 4 апреля и продолжался до конца года. Итоги года в целом оказались весьма успешными - было потоплено 337 судов общим тоннажем 1870000 тонн.

В 1942 году через Гибралтарский пролив в Средиземное море прошли девять подводных лодок, однако в течение года немцы потеряли 15 лодок; наращивания подводных сил в этом регионе не происходило. В ноябре 1942 года перед подводными лодками, патрулирующими Средиземное море, была поставлена задача чрезвычайной сложности: воспрепятствовать высадке союзников в Северной Африке. В ходе выполнения этой задачи немецкие подлодки добились определенных успехов - ими было потоплено 19 транспортных судов и 4 боевых корабля союзников.

В этом же году начались боевые операции подводных лодок в более удаленных районах. В августе первая часть группы "Белый медведь" из четырех лодок (U-172, U-504, U-156 и U-68) в сопровождении подводного танкера U-459 была направлена в Южную Африку, в район Кейптауна. Это были крупные лодки типа IXC c гораздо большим радиусом действия, чем средние лодки VII серии. За первой вышла и вторая часть группы, состоявшая из четырех лодок улучшенной конструкции типа IXD2 (U-177, U-178, U-179 и U-181). Прибыв на место, капитаны лодок обнаружили, что суда в этом районе идут без сопровождения, но все равно их трудно было найти такому немногочисленному отряду.

В конце 1942 года британская разведка вновь получила возможность читать немецкие радиограммы, зашифрованные с помощью новых кодов. 30 октября 1942 года U-559, действовавшая в Средиземном море, была повреждена глубинными бомбами британских эсминцев "Пакингем", "Петард" и "Хиро" и эскортных эсминцев "Далвертон" и "Хёрворт", после чего была вынуждена всплыть. Английским морякам удалось проникнуть на ее борт до того, как лодка пошла на дно, и захватить там секретные документы и журналы кодов. Помимо прочего, особую ценность для англичан представляли шифроблокноты, используемые при составлении текстов радиограмм перед их кодированием с помощью шифра "Тритон".

В декабре 1942 года вторая группа под названием "Тюлень", составленная из подлодок типа IXC (U-160, U-182, U-506, U-509 и U-516), была отправлена на патрулирование к мысу Доброй Надежды (Южная Африка). Однако выяснилось, что ситуация к этому времени заметно осложнилась, поскольку теперь транспортные суда, собранные в конвои, шли в непосредственной близости от берега.

В 1942 году подводными лодками было потоплено более 1090 судов общим тоннажем 5819000 тонн; было проведено около 40 целенаправленных боевых операций против конкретных конвоев (иногда "стаи" наводили на несколько конвоев), кроме того, семь операций было проведено в ходе поискового патрулирования.


1943 год

С наступлением 1943 года подводные лодки, столь результативные в бассейне Карибского моря, в юго-западной части Атлантики затрачивали гораздо больше усилий на поиск жертв, поскольку средства противолодочной обороны, применявшиеся противником, становились все более эффективными. Успехи становились все более редкими, и центр тяжести операций постепенно сместился к берегам Бразилии. "Счастливые времена" остались в прошлом, и до конца войны подводные лодки предпочитали применять в основном тактику сдерживания - своими действиями они пытались сковать ВМС противника, защищавшие торговое судоходство.

При проведении операции "Факел" (высадка союзников в Северной Африке) объединенное командование союзников было вынуждено вывести много кораблей из Северной Атлантики, оголив этот район; противолодочная оборона в бассейне Карибского моря в это время была значительно усилена. Поэтому Дёниц вновь переключился на Северную Атлантику и был вознагражден за это большими успехами. Только за первые три недели марта было потоплено 95 транспортных судов, но и Кригсмарине лишились 15 подводных лодок. Однако в мае, после завершения операции "Факел", противолодочные силы союзников вернулись в Атлантику и вновь были готовы противостоять атакам немецких подводных лодок. Этот период оказался самым мрачным в истории немецкого подводного флота: использование большого количества противолодочных сил вместе с внедрением нового радара ASV III (рабочая длина волны 10 см) и последовавшие за этим крупные потери (41 подводная лодка) вынудили Карла Дёница отозвать подлодки из Северной Атлантики в места базирования.

После поражения в Северной Атлантике командование подводного флота приступило к планированию операций в Карибском регионе у побережья Бразилии. В июне для проведения новых операций в Западной Атлантике вышел в плавание целый подводный флот, в его составе была двадцать одна лодка под командованием настоящих асов (U-572, U-510, U-759, U-590, U-84, U-732, U-134, U-653, U-415, U-615, U-634, U-68, U-155, U-159, U-564, U-185, U-406, U-662, U-359, U-386 и U-466). Однако операции пришлось сильно сократить из-за потери переоборудованных в подводные танкеры минных заградителей U-118 и U-119. Дёницу пришлось приказать ряду боевых лодок фактически превратиться в танкеры и частично поделиться топливом с остающимися лодками, и в результате уменьшилось число боеспособных лодок. К середине июля в Карибском бассейне действовало более 30 лодок, но восемь из них были потоплены, а четыре повреждены так сильно, что вынуждены были вернуться на базы. Таким образом, число боеспособных лодок уменьшилось почти вдвое, а на оставшиеся лодки обрушились мощные удары противолодочной авиации и надводных кораблей.

В августе 1943 года Дёниц рассчитывал повторить успех в Северной Атлантике, поэтому с середины месяца все подводные лодки были отозваны из Карибского бассейна для оснащения новыми акустическими торпедами ТV "Крапивник", более совершенными радарами и усиленным вооружением противовоздушной обороны. Однако 15 октября во время атаки на конвой ONS-20 погибло шесть подводных лодок, и это вынудило командование подводным флотом вывести лодки из северо-западной части Атлантики и сосредоточить их на северо-востоке - здесь были короче маршруты выхода в патрулирование, а продолжительность пребывания на позиции несколько увеличилась.

В 1943 году через Гибралтарский пролив в Средиземное море прошли еще 11 немецких лодок, однако две лодки были потоплены по пути туда, а одна, получив повреждения, была вынуждена повернуть обратно. Как и полгода назад, летом 1943 года перед подводными лодками, патрулирующими Средиземное море, снова была поставлена сложная задача: воспрепятствовать высадке союзников в Италии. Однако при ее выполнении немецкие подлодки добились лишь незначительных успехов - ими было потоплено 10 транспортных судов и 2 боевых корабля союзников.

Потери подводных лодок весной 1943 года в Атлантике росли пропорционально совершенствованию мер союзников по противолодочной обороне, и Дёниц вернулся к планированию операций на Дальнем Востоке. Командующим подводным флотом Южных морей был назначен фреггатен-капитан Вильгельм Доммес, прибывший в Пенанг на лодке U-178 в мае 1943 года. Немецкой военно-морской базе, созданной в Пенанге, подчинялись объекты в Сингапуре и Джакарте, а также в японском порту Кобе - с согласия Императорского флота Японии. Изначально в группу "Монзун" было назначено 11 лодок IX серии, из которых четыре были уничтожены в ходе переброски, а две - одну из которых впоследствии потопили союзники - пришлось срочно высвободить для дозаправки, так что фактически лишь пять подводных лодок (U-168, U-183, U-188, U-532 и U-533) благополучно совершили переход к новому месту боевых действий, где их заправил топливом танкер, пришедший из Пенанга. Чтобы компенсировать потери, понесенные первой группой, осенью и в начале зимы 1943 года было отправлено подкрепление из пяти лодок, из которых три были уничтожены во время перехода в надводном положении и одну отозвали для выполнения других задач. В результате до Пенанга добралась только U-510 (командир Альфред Эйк).

За весь 1943 год было потоплено около 450 судов общим тоннажем 2395000 тонн. За этот период проведено не менее 46 целенаправленных операций против конвоев, в 20 из которых лодкам либо не удалось установить контакт с противником, либо они не смогли потопить ни одного судна, и 31 операция поискового патрулирования.


1944 год

С наступлением 1944 года из-за усиления противолодочной обороны союзников и невозможности применения групповой тактики в операциях против конвоев подводные лодки были выведены из северо-западной в северо-восточную Атлантику для самостоятельного патрулирования по дуге примерно в 250 милях западнее Британских островов. С января по май было потоплено всего 53 судна противника, причем 11 - в составе конвоев и 42 - шедших самостоятельно.

После высадки союзников в июне 1944 года в Нормандии основные усилия немецких подводных лодок были направлены на многочисленные войсковые транспорты союзников. Лодки начали выходить в море с задачей проникновения в Ла-Манш только 6 и 7 июня, когда уже была развернута вся система противолодочной обороны. В связи с этим их попытки атаковать конвои в целом оказались безуспешными. Несмотря на то, что около 30 лодок сумели в различное время проникнуть в пролив, авиация и надводные корабли противолодочной обороны резко ограничили эффективность их действий против судоходства. Немецкие подводные лодки с 6 июня по 26 августа потопили и повредили без восстановления 14 транспортных судов общим водоизмещением 64271 тонна, 8 боевых кораблей общим водоизмещением 7925 тонн, 7 десантных судов общим водоизмещением 11083 тонны. Потери немецкой стороны за этот же период составили 19 подводных лодок: восемь в июне, пять в июле и три в августе; еще три подводные лодки в июне и июле были потеряны на ближних подступах к проливу Ла-Манш.

В 1944 году три подводные лодки успешно прорвались через Гибралтарский пролив, но три другие были при этом потоплены. В общей сложности в Средиземном море несли службу 62 подводные лодки, и все они к концу войны погибли. К моменту завершения боевых действий в этом регионе подводные лодки потопили 119 кораблей союзников, в том числе 24 боевых, включая линкор и два авианосца.

Во течение всего года относительно активны были лодки из отряда "Монзун": U-168, U-183, U-188 и U-532. В начале года, в период с января по апрель, еще 14 лодок получили приказ отправиться на Дальний Восток, но восемь из них были потоплены, не успев дойти до Пенанга. U-181, U-196, U-861 и U-1062 благополучно пришли в Пенанг, а U-537 и U-843 - в Джакарту. Вторая группа из семи субмарин отправилась в Индийский океан во второй половине года, при этом четыре лодки были потоплены, U-862 дошла до Пенанга, а U-195 и U-219 прибыли в Джакарту. Из числа подводных лодок, все-таки добравшихся до новых баз, U-196 и U-537 уже в конце осени 1944 года были уничтожены.

В сочельник 1944 года подводный флот добился еще одного крупного успеха - подводная лодка U-486 расположилась в засаде под шноркелем в районе порта Шербур (Франция), и ей удалось торпедировать войсковой транспорт "Леопольдвиль". Судно тонуло довольно медленно, но из-за неразберихи на его борту погибло более 760 американских солдат.

К концу 1944 года Германия лишилась всех баз подводных лодок на территории ранее оккупированной Франции. В распоряжении подводного флота Кригсмарине оставались базы в Германии и Норвегии; кроме того, подводные лодки еще действовали на Дальнем Востоке, выходя из японских баз в Малайе.

За весь 1944 год подводные лодки потопили всего 131 судно общим тоннажем около 700000 тонн, причем меньшую часть - в составе конвоев. Противостояние сил противолодочной обороны и подводных лодок близилось к окончанию.


1945 год

В 1945 году подводная война близилась к своему завершению. Подводным лодкам с трудом приходилось преодолевать противолодочную оборону противника при выходе из баз в Германии и Норвегии, как правило, находясь в подводном положении под шноркелем.

18 января из Киля в первое боевое патрулирование вышла U-2324 XXIII серии; всего же в боевых походах участвовало шесть лодок этой серии, потопив при этом четыре транспорта противника. 3 мая из Бергена вышла в боевой поход U-2511 XXI серии; это был единственный случай боевого использования лодок данной серии.

В заключительные месяцы несколько лодок группы "Монзун" пытались добраться в Германию, нередко с грузом в виде важных военных материалов. Из пяти вышедших из портов лодок только две дошли до баз в Норвегии (U-861 и U-843; последняя была потоплена при переходе из Норвегии в Германию), одна была потоплена американской подводной лодкой "Бесуго" (U-183), две сдались союзникам (U-510 и U-532). Оставшиеся на Дальнем Востоке лодки - U-181, U-195, U-219 и U-862 - были реквизированы Японией в мае 1945 года и введены в строй Императорского флота 15 июля 1945 года, но в боевых действиях больше не участвовали. U-181 и U-862 в 1946 году были затоплены в Сингапуре.

С января по май 1945 года немецкими подводными лодками было потоплено лишь 71 судно общим тоннажем 332000 тонн.

4 мая 1945 года Дёниц отправил командирам подлодок следующую радиограмму: "Всем подводным лодкам. Внимание всем подводным лодкам. Немедленно прекратить огонь. Прекратить все враждебные действия против союзных кораблей". Формально война еще несколько дней будет продолжаться, но "серые волки" борьбу уже прекратили.