НЕМЕЦКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ XXIII СЕРИИ

U-4709 XXIII серии

XXIII серия стала последней из разработанных и построенных Германией во время Второй мировой войны полноразмерных подлодок. Это были уменьшенные версии "электролодок" и их водоизмещение составляло 258 тонн. Они были спроектированы в 1943 году и предназначались для замены устаревших лодок II серии и ведения боевых действий в прибрежной зоне, а также, по требованию гросс-адмирала Дёница, для использования в сравнительно мелководных Черном и Средиземном морях. Несмотря на то, что проектирование XXIII серии не было начато, пока не завершились работы по XXI серии, подлодки более поздней серии были построены и введены в строй раньше. К февралю 1945 года, когда первая подводная лодка XXIII серии вышла для боевого патрулирования в район Британских островов, около пятидесяти лодок этой серии уже были спущены на воду.

Подводная лодка XXIII серии оснащалась одним дизельным двигателем мощностью 576 л.с. и имела один гребной винт с одним вертикальным рулем. На подлодке были установлены улучшенные аккумуляторные батареи и шноркель, что позволяло ей длительное время находиться в погруженном состоянии. По причине этого отсутствовала необходимость в палубном настиле, что, в свою очередь, обеспечивало хорошую обтекаемость лодки и значительное снижение лобового сопротивления. В связи с небольшими размерами подводная лодка была рассчитана на сравнительно кратковременное патрулирование в прибрежных водах и у нее имелось всего два носовых торпедных аппарата.

Как и у подводные лодки XXI серии, подводные лодки XXIII серии также имели свои недостатки, вызванные в основном просчетами в проектировании. Главным недостатком являлся небольшой размер подлодки и как следствие сильная стесненность отсеков. Другими серьезными недостатками лодки были следующие: отсутствие места для запасных торпед при наличии всего двух торпедных аппаратов, неудобство заряжания торпедных аппаратов снаружи лодки с помощью специальной подающей платформы и плохая продольная устойчивость, проявлявшаяся в возникновении затруднений при управлении подводной лодкой после выпуска даже одной из двух торпед.

В общей сложности до окончания военных действий в строй вступила 61 подводная лодка XXIII серии, из которых только шести подлодкам (U-2321, U-2322, U-2324, U-2326, U-2329 и U-2336) довелось участвовать в боевых походах. Во время них было потоплено четыре каботажных судна противника общим тоннажем 7392 брт, причем без собственных потерь. Несмотря на это, в планах Дёница эта серия всегда была на втором месте после XXI серии - весьма ограниченные дальность плавания и вооружение сказывались на ее наступательном потенциале.

После окончания войны две подводные лодки XXIII серии (U-2365 и U-2367) были подняты и восстановлены. Эти лодки вошли в состав ВМС ФРГ под названиями "Акула" и "Щука", явившись ядром второго возрождения немецкого подводного флота.


КОНСТРУКЦИЯ

Конструкция подводных лодок XXIII серии была максимально упрощенной. При строительстве лодок этой серии также должны были использоваться готовые секции, изготовленные различными субподрядчиками. Однако нехватка материалов и бомбардировка верфей авиацией союзников привели к серьезным задержкам в строительстве, и оно в конечном итоге было сосредоточено на верфях F. Krupp Germaniawerft AG в Киле и Deutsche Werft AG в Гамбурге.

Подводные лодки XXIII серии были однокорпусными; в поперечном сечении прочный корпус имел вид цифры "8": верхнюю и нижнюю части. Толщина металлического листа прочного корпуса составляла 11,5 мм, для постройки использовалась судостроительная сталь марки ST 52KM. Конструктивно прочный корпус имел модульную конструкцию и состоял всего из четырех базовых секций: кормовой, машинного отделения, центрального поста с жилым отсеком и носовой. В ходе дальнейших доработок планировалось добавить дополнительную секцию длиной 2,2 м между секцией центрального поста с жилым отсеком и носовой секцией, в результате чего жилой отсек удлинился бы и стал менее тесным. На подводных лодках более позднего выпуска секция центрального поста с жилым отсеком конструктивно планировалась более длинной, и общая длина подводной лодки увеличилась бы на 1,3 м. Это позволило бы увеличить боезапас подлодки на две торпеды, однако этот заманчивый вариант требовал внесения значительных изменений в конструкцию подводной лодки и запуск в серийное производство был бы отложен. На этот шаг руководство Кригсмарине пойти не могло и оставило конструкцию лодки без изменений.

Рассмотрение расположения отсеков начинается с кормы лодки, во избежание путаницы в расположении оборудования относительно правого или левого борта.

В самой оконечности кормы вне прочного корпуса находилась кормовая балластная цистерна. Первым отсеком в прочном корпусе являлось машинное отделение. В этом отсеке от кормы к носу лодки последовательно располагались электродвигатель "подкрадывания" GCR 188 фирмы BBC мощностью 35 л.с. при 300 об./мин., редуктор, гребной электродвигатель GU 4463/8 фирмы AEG мощностью 580 л.с. при 850 об./мин. и 6-цилиндровый дизельный двигатель RS 34 S фирмы MWM мощностью 576 л.с. при 850 об./мин. Справа по борту в средней части отсека располагался электрический воздушный компрессор типа НК 1,1 фирмы Крупп мощностью 6,1 л/мин при давлении 205 кг/кв.см, наполнявший установленные на подводной лодке баллоны сжатым воздухом общим объемом 2,16 куб.м, а возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека центрального поста – вентилятор системы вентиляции отсеков. Слева по борту практически в начале отсека за электродвигателем "подкрадывания" находился гальюн, а в средней части отсека – четыре кислородных баллона общей емкостью 200 л. Над гребным электродвигателем была установлена приборная панель электродвигателя, размещенная органами управления в сторону правого борта, а над дизельным двигателем – расходный бак дизельного топлива. В оконечности прочного корпуса находилась дифферентная цистерна, в нижней части прочного корпуса под обоими электродвигателями последовательно располагались 1-я и 2-я топливные цистерны. Под дизельным двигателем в верхней части прочного корпуса справа по борту находились цистерна сбора машинного масла и цистерна машинного масла, а в нижней части прочного корпуса – балластная цистерна.

Следующим от кормы к носу лодки располагался отсек центрального поста с установленной на нем рубкой. В средней части отсека возвышалась цилиндрическая труба с внутренней лестницей к боевой рубке. Так как на подводных лодках XXIII серии устанавливался всего один перископ и его рабочая часть размещалась в боевой рубке, в средней части отсека центрального поста ближе к корме находилась шахта перископа. По центру лодки возле переборки, отделявшей отсек центрального поста от отсека машинного отделения, располагалась шахта выдвижного шноркеля. Справа по борту возле этой же переборки располагалась трюмная помпа, далее справа по борту внизу напротив шахты перископа – лебедка перископа. Над лебедкой перископа находились группы вентилей, регулирующих подачу сжатого воздуха в цистерны. После них справа по борту располагались штурвалы кормовых и носовых горизонтальных рулей глубины, а перед передней переборкой – штурвал вертикального руля направления. Слева по борту возле переборки, отделявшей отсек центрального поста от отсека машинного отделения, располагалась шахта антенны пеленгаторного приемника. После нее слева по борту находилась тесная рубка радиста и акустика, вход в которую закрывался занавесом. Далее слева по борту перед передней переборкой, отделявшей этот отсек от жилого отсека, располагался гирокомпас; он приводился в действие с помощью преобразователя напряжения, расположенного в машинном отделении. Нижняя часть отсека центрального поста была разделена на две примерно равные части: ближе к корме находились две уравнительные цистерны, а ближе к носу – аккумуляторные батареи.

Следующим после отсека центрального поста от кормы к носу лодки располагался жилой отсек для команды подводной лодки. Слева по борту возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека центрального поста, располагался камбуз, далее в сторону носа лодки располагались две двухъярусные койки. Справа по борту находились три двухъярусные койки; между койками левого и правого борта устанавливались два складных стола. Нижнюю часть отсека целиком занимали аккумуляторные батареи. В носовой части лодки в нижней части отсека центрального поста, жилого отсека и отсека торпедных аппаратов располагались аккумуляторные батареи в тринадцать рядов, состоявшие из 62 двойных элементов 2х21 MAL 740E/23 емкостью 5400 ампер/часов при 20-часовой разрядке.

Последним от кормы к носу лодки был отсек торпедных аппаратов, переходивший из жилого отсека. В нем находилось два торпедных аппарата; боезапас составлял две 7-метровые торпеды типа G7a (G7e) калибра 53,3 см. Для осмотра торпеды ее могли извлечь из торпедного аппарата внутрь отсека всего на 4,5 метра. Из-за малых размеров подводных лодок XXIII серии заряжание торпедных аппаратов изнутри подлодки было невозможно. Для заряжания торпед корму лодки необходимо было опустить с дифферентом 5-8 градусов, чтобы приподнялись торпедные аппараты над водой. Затем с помощью крана специальная подающая платформа подводилась к носовой части подводной лодки и фиксировалась четырьмя болтами. Торпеды находились в желобах на подающей платформе, и после подъема на уровень крышек торпедных аппаратов спуск их в трубы не представлял трудностей из-за наклона корпуса подлодки. Вдоль правого и левого борта возле торпедных аппаратов находилось по одной торпедозаместительной и дифферентной цистерне. Вне прочного корпуса в верхней части носовой оконечности лодки находилась носовая балластная цистерна, а в нижней части носовой оконечности лодки – 3-я топливная цистерна.



ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1 Размеры длина, метров ширина, метров
    34,7 3,0
2 Осадка, метров 3,7
3 Водоизмещение, тонн в надводном положении в подводном положении
    258 275
4 Глубина погружения, метров рабочая предельная
    80 180
5 Максимальная скорость, узлов в надводном положении в подводном положении
    9,7 12,5
6 Радиус действия, миль в надводном положении в подводном положении
    2600 (8) 194 (4)
7 Двигатели, колич. х мощн. л.с. дизельные электрические
    1 (MWM) х 576 1 (AEG)х580; 1 (BBC)х35
8 Вооружение (торпедное) количество носовых ТА количество кормовых ТА
    2 -
9 Вооружение (минное) количество минных труб
    -
10 Боезапас торпед мин
    2 -
11 Вооружение (артиллерийское) палубное орудие зенитное
    - -
12 Экипаж, человек 14

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ XXIII СЕРИИ

U-2321 U-2322 U-2323 U-2324 U-2325 U-2326 U-2327 U-2328 U-2329 U-2330
U-2331 U-2332 U-2333 U-2334 U-2335 U-2336 U-2337 U-2338 U-2339 U-2340
U-2341 U-2342 U-2343 U-2344 U-2345 U-2346 U-2347 U-2348 U-2349 U-2350
U-2351 U-2352 U-2353 U-2354 U-2355 U-2356 U-2357 U-2358 U-2359 U-2360
U-2361 U-2362 U-2363 U-2364 U-2365 U-2366 U-2367 U-2368 U-2369 U-2371
U-4701 U-4702 U-4703 U-4704 U-4705 U-4706 U-4707 U-4709 U-4710 U-4711
U-4712